Как известно, Беларусь покупает у России 24 млн т сырой нефти, часть этого объема – 6 млн т – подвергается перетаможке (по договоренности между главами государств экспортная пошлина, уплаченная в российский бюджет за транзит продукта по белорусской территории, возвращается в бюджет республики). Оставшиеся 18 млн т перерабатывается на заводах в Беларуси, из них 0,8 млн т нефтепродуктов продаются в Россию, а 12,5 млн т экспортируются.
До 2020 года значительный объем переработанной в Беларуси российской нефти – до 13 млн т – экспортировался через порты стран Балтии. Очевидно, что российским функционерам такая картина представлялась не вполне справедливой. Их логика выражалась так: «Мы делаем доброе дело, соглашаясь торговать с дорогим белорусским соседом, а он отправляет нашу переработанную нефть в балтийские порты, создавая им работу и доход за наш счет».
В 2006 году вопрос о целесообразности переключения экспортного белорусского грузопотока в российские порты был поднят президентом РФ В. В. Путиным. В 2016-м Беларуси была предоставлена скидка в размере 25% на перевозки по железной дороге, а в августе 2017 года президент России лично предложил зашить в сделку по купле-продаже сырой нефти и требования по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ.
Контраргументы белорусской стороны понятны. Во-первых, расстояние перевозки по железной дороге от нефтеперерабатывающих заводов Беларуси (станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги) до Усть-Луги на 40% длиннее, чем до Вентспилса. Во-вторых, ставки привлечения подвижного состава на более дальнее расстояние предполагают и больший срок использования цистерн, а значит, и большую плату.
В части портовых услуг ситуация еще более смещена в пользу стран Балтии. После их отделения от СССР и последующего размежевания балтийские порты утратили значительную часть российского грузопотока. Достаточно быстро ставки на перевалку снизились до минимальных для аналогичных операций не только в Восточной Европе и России, но и по сравнению с мировыми ценами. Кроме того, высокая конкуренция, а также национальная педантичность и добросовестность прибалтов привели к росту качества услуг в этих портах. Не надо забывать, что к преимуществам портов ЕС, включая страны Балтии, относятся также дополнительные трейдинговые бонусы: возможность более эффективных сделок купли-продажи, хранения и кредитования товаров в особых экономических портовых зонах, использование специальных таможенных и торговых бонусов, более быструю и ликвидную оборачиваемость товара. Часто порты стран Балтии обладают и более выгодными позициями по судозаходам, скорости операций, а значит, и стоимости фрахта.
Ну и последний (но не по значимости) довод не в пользу российских портов заключается, скорее всего, в стремлении Беларуси исключить из цепочки конечного потребления Россию. Желания страны независимо, без постороннего контроля, определять, что и куда из переработанных нефтепродуктов продавать, поставлять, хранить и обменивать, понятны. Не лишены логики и опасения белорусской стороны о том, что отправка хотя бы единожды годового объема переработанной нефти в российские порты приведет к утере свободы выбора в дальнейшем.
Формальная же дискуссия на тему: «Почему не везете в Россию?» сводится исключительно к обсуждению финансовых показателей. До 2017 года позиции сторон были близки к паритету за счет 25%-ной скидки на железнодорожные перевозки белорусских нефтепродуктов в российские порты. Однако в 2017-м ФАС разрешила РЖД устанавливать скидку 50% на любые позиции выгодных перевозок.
В марте 2017 года скидка для Белоруссии возросла до 50%. То есть ее размера стало вполне достаточно, чтобы с запасом компенсировать все эффекты прибалтийской схемы: и потери по железнодорожному тарифу, и по привлечению вагонов, и по портовым ставкам в России. Но в итоге, несмотря на финансовые преимущества «российской схемы», в 2019 году Беларусь по-прежнему перевезла через Россию всего 300 тыс. т экспортной нефти.
Помимо политического контекста, сделка также выгодна и для РЖД. По скромным подсчетам, для российских железных дорог эффект от перевозки нефти со скидкой 50% может составлять от 90 до 300 руб. на тонну при применении среднесетевого расчета дохода.
2020 год с его поствыборным новым политико-экономическим форматом при прочих равных финансово-экономических предпосылках изменил геополитический контекст схемы перевозки: на одной чаше весов – нежелание Беларуси обеспечивать работой порты стран Балтии, на другой – опасения сложить все яйца белорусской нефтяной торговли в одну корзину, то есть ситуация, при которой все составляющие цепочки поставок белорусских нефтепродуктов будут сосредоточены в России.
Интрига 2021-го и окончание почти 15-летней дискуссии заключаются в разрешении вопроса: куда же пойдет основной объем перевозок белорусской экспортной нефти? Сбудутся ли поручения президента России 2006 срока давности? Или этот воз нефтепродуктов из Белоруссии останется и поныне в портах стран Балтии, а политические демарши в их адрес окажутся только бутафорией? То есть кто же победит в правящей голове: увертливый политик или расчетливый хозяйственник?