Известно, что документ включает в себя разработку до 2024 года 9 приоритетных технологий и 15 продуктов, а также более 35 целевых показателей эффективности, среди которых объемы производства и продаж продукции, протяженность квантовых сетей, уровень готовности технологий, обеспеченность кадрами и другие параметры.
Как заявил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, развитие технологии квантовых коммуникаций позволит создать комплексную защищенную инфраструктуру цифровой экономики, систему государственного управления, что особенно важно с учетом современных угроз в области информационной безопасности. «Основной целью дорожной карты и результатом работы в ее рамках должен стать выход России на лидирующие глобальные позиции в технологиях, продуктах и сервисах в области квантовых коммуникаций», – сказал С. Кобзев.
В монополии добавили, что ключевые задачи реализации мероприятий дорожной карты – развитие экосистемы отечественной промышленности, формирование рынков товаров и услуг, достижение технологического лидерства, а также формирование профессионального сообщества исследователей и инженеров в области квантовых коммуникаций. «Первые испытания, проведенные на инфраструктуре ОАО «РЖД», показали возможность построения высокозащищенных федеральных и региональных сетей на основе передовых российских технологий квантовой коммуникации. Во взаимодействии с партнерами прорабатывается возможность создания опытной магистральной квантовой сети, соединяющей Москву и Санкт-Петербург общей протяженностью более 800 км. Реализация такого проекта позволит внедрить критически важные сервисы нового поколения», – отметили в ОАО «РЖД».
Несмотря на такие амбициозные заявления, то же время в отрасли порой высказывается скептическое мнение о новой области, сетуя в том числе на работу уже существующих информационных технологий, в частности ЭТРАН.
О создании в РЖД департамента квантовых коммуникаций стало известно в августе прошлого года. Приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова начальником департамента был назначен доцент Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Артур Глейм.
Комментируя создание департамента, О. Белозеров тогда подчеркивал, что цифра – это именно то направление развития, которое должно по всем составляющим выдать самый максимальный эффект. «Мы считаем, что передача данных на основе квантовых коммуникаций будет той особенностью, где мы бы хотели занять лидирующие позиции в мире», – сказал топ-менеджер.
Но новость о создании департаменте и об упоре на квант вызвала в отрасли большую дискуссию. Во-первых, в РЖД уже существует мощный департамент информатизации. Во-вторых, до этого наблюдалось сокращение капиталовложений в оснащение железных дорог средствами автоматики и телемеханики. Участники рынка не против новых решений, но подчеркивают необходимость качественного внедрения уже существующих и разработанных информационных технологий.
Комментируя новость о разработке дорожной карты, научный сотрудник лаборатории квантовых процессов и измерений Университета ИТМО Антон Козубов говорит о том, что основная цель проекта – создание сбалансированной отечественной экосистемы разработки и внедрения квантовых коммуникаций как основы для формирования высокотехнологичных продуктов и сервисов на перспективных рынках, в том числе для цифровой трансформации промышленного ландшафта в рамках интеграции квантовых фотонных технологий, интернета вещей, технологий беспроводной связи, сенсорики, машинного обучения и искусственного интеллекта.
«Современный мир двигается в направлении повсеместного внедрения киберфизических систем. В частности, если говорить о транспортном секторе, то на ум сразу приходит весь беспилотный транспорт. В последние годы данное направление получило бурное развитие, а в некоторых странах результаты этого развития уже даже используются в быту (например, в Копенгагене можно добраться из аэропорта в город на беспилотном поезде). Совершенно очевидно, что крайне нежелательным выглядит вмешательство злоумышленников в процесс управления подобными средствами передвижения и сопряженные с этим катастрофы. Именно в связи с этим у меня не возникает никаких сомнений в целесообразности и необходимости развития квантовых коммуникаций относительно всех сфер, включая и железнодорожную отрасль», – говорит он.
В основе системы квантовой коммуникации будут лежать системы квантового распределения ключей, основной задачей которых является автоматизированное, абсолютно независимое от человеческого фактора, обеспечение ключами шифрования легитимных пользователей. При наличии таких ключей только у легитимных пользователей риск того, что информация будут расшифрована и произойдет её утечка, сводится к абсолютному минимуму. Также важным является хранение и передача между различными отделами персональных данных клиентов РЖД, которые не хотят огласки.
Железнодорожная отрасль очень высокотехнологична, в ней генерируется большое количество информации, которую необходимо обрабатывать и защищать. Но как именно квантовые технологии здесь могут быть полезны? Квантовые вычисления могут использоваться для ускорения обработки данных, а квантовые коммуникации – для защиты, поясняет руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра, профессор МФТИ Алексей Федоров.
«Множество типов данных, которыми необходимо обмениваться в процессе функционирования железнодорожных систем, нужно защищать как с точки зрения конфиденциальности (неспособности злоумышленника получить к ним доступ), так и с точки зрения целостности (невозможно испортить данные). Квантовые коммуникации позволяют защитить инфраструктурные объекты и сервисы не только от текущих атак, но и от будущих угроз», – говорит он.
Говоря о конкретных задачах системы квантовых коммуникаций, он называет защиту трафика между управляющими центрами и устройствами, отвечающими за контроль движения, а также между управляющими центрами и поездами. «Такой трафик должен быть зашифрован и аутентифицирован с использованием наиболее стойких решений. Поэтому здесь могут быть внедрены квантовые коммуникации. Также железнодорожные компании по всему миру сейчас активно разворачивают сети интернета вещей (IoT), поскольку такой процесс только-только начался и достигнет серьезного масштаба через несколько лет, то внедряемая в эти устройства криптографическая защита должна учитывать не только сегодняшние, но и будущие атаки. Решением здесь может стать постквантовая криптография – новое поколение алгоритмов, обеспечивающих криптографическую стойкость от будущих атак», – делится А. Федоров.
Во время пленарной сессии железнодорожного салона в Щербинке в августе 2019-го О. Белозеров заявил, что РЖД планируют представить разработки в области квантовых технологий к 2021 году. А на недавнем селекторном совещании он подчеркивал, что цифровизация – фундамент обновления всех производственных и управленческих процессов. Но применение механизма квантовых коммуникаций во многом по-прежнему еще звучит как далекое будущее. В том числе в свете последних событий. Разработка новых технологий потребует дополнительных денежных средств, а в условиях сокращения инвестпрограммы ОАО «РЖД» финансирование внедрения квантовых механизмов вызывает еще больше вопросов, нежели само создание департамента.