«Все, кто может получать информацию о местонахождении груза, продолжают ее получать. Что касается утечек, то РЖД с ними всегда борются и будут бороться», – говорится в сообщении пресс-службы.
Источник, близкий к ОАО «РЖД», сообщил, что на сети установлен определенный порядок подключения к ней согласно договору с перевозчиком.
Если речь идет о дислокации, то источник этой информации – не АС ЭТРАН, а специализированные системы ОАО «РЖД». Согласно российскому законодательству подобные сведения могут получить все организации, указанные в ж/д накладной. Остальные – нет.
Как узнать, где застрял вагон?
Получить сведения о вагоне законным путем можно, заключив соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок. Ознакомиться с его текстом можно в журнале РЖД-Партнер Документы. Там сказано, что клиентом перевозчика в данном случае считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, направивший в ОАО «РЖД» заявление о присоединении к информационным услугам.
Тем не менее по данным от участников рынка стало известно, что на сети упорядочили подключение к системам позиционирования вагонов и контейнеров. И это создало почву для коллизий.
То, что компании – железнодорожные операторы и грузовладельцы – могут стать клиентами, сомнения не вызывает. А вот по поводу экспедиторских компаний возникает вопрос.
Экспедиторские компании обычно заключают свой договор с владельцем (отправителем) грузов. И здесь могут возникать нюансы, связанные с правами экспедиторов и транспортных компаний, занимающихся перевозками контейнеров на РЖД. Информационное обслуживание для них обходится недешево.
Ряд компаний для отслеживания дислокации контейнеров пользовались сервисами типа «Rail-Локатор». «Теперь они не работают. Это факт, о котором уведомил не один ж/д оператор», – подтвердили в ГК СЛК.
Клиенты восприняли ситуацию так, что теперь экспедиторы и транспортные компании оказались урезанными в правах.
Причины ограничений
На данный момент от источника, близкого к ОАО «РЖД», удалось установить, что прямой связи с задержанием в Петербурге сотрудниками ФСБ подозреваемых в торговле данными о передвижении российских поездов и решением по поводу упорядочивания предоставления информации о дислокации вагонов и контейнеров на сети железных дорог нет.
Как сообщалось в СМИ, фигуранты, по версии следствия, создали фирму, клиенты которой готовы были платить за стратегически важные данные. Только постоянных заказчиков, желавших приобрести соответствующие базы, в полиции насчитали несколько десятков.
Вопрос, таким образом, остается. И это вопрос о возможности предоставления информационных сервисов для экспедиторов и транспортных компаний, оказывающих мультимодальные услуги. Им требуется простой и оперативный инструмент для получения данных – без выстраивания сложных цепочек обмена данными с ж/д перевозчиком и операторами. Это необходимо для оказания сервисов по организации перевозок по принципу одного окна для клиента.