«Основой увеличения конкурентоспособности железных дорог является повышение их энергоэффективности и качества обслуживания, сокращения времени перевозок и затрат», – добавил М. Антонович. В связи с этим, как подчеркнул эксперт, роль железных дорог усиливается за счет цифровизации и автоматизации всех процессов, снижения экологической нагрузки за счет внедрения новой техники и технологий, инновационного подвижного состава и др.
При этом, по словам М. Антоновича, основной задачей коридоров, входящих в ОСЖД, является интеграция цифровых технологий и бизнес-процессов в компаниях железнодорожного сектора. Основных рычагов этого процесса четыре: цифровые данные, соединяемость, автоматизация процессов и цифровой потребительский доступ. В связи с ними можно выделить ключевые направления цифровизации: создание сетевого предложения железных дорог, которое использует надежную связь, обеспечивая безопасность, эффективность и привлекательность железнодорожных услуг; повышение удовлетворенности клиентов; повышение пропускной способности, например, за счет автоматизации процессов; повышение конкурентоспособности железных дорог за счет использования данных (аналитика больших данных, облачные вычисления).
ОСЖД предлагает использовать для этого следующие инструменты: цифровые платформы (комплексы взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка), интернет вещей, большие данные, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и т. д. Примером может быть электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (проект ОАО «РЖД»).
«Нам надо двигаться к созданию цифровой железной дороги. Это станет серьезным рычагом, который позволит переломить ситуацию на рынке», – подвел итог М. Антонович.