В 2018 году чистая прибыль РЖД по РСБУ составила 18 млрд руб., что почти в 3 раза меньше прибыли 2019-го. Кроме того, фактический результат в 2019-м практически вдвое превысил и прогнозы холдинга – планировалось получить 27 млрд руб. чистой прибыли. 11 декабря на заседании правления компании в своей презентации О. Белозеров сообщил о том, прогноз по прибыли на текущий год составляет 50 млрд руб.
Объясняя вчера существенный рост показателей, сам О. Белозеров связал его с постоянной работой по повышению эффективности и ростом производительности труда.
«Мы каждый год снижаем наши затраты и в прошлом году снизили их на 30 млрд руб. По оценке Международного энергетического агентства, РЖД – лучшая в мире железнодорожная компания по энергоэффективности грузовых перевозок», – отметил О. Белозеров.
Он обратил внимание на достижение показателей в пассажирском комплексе: было перевезено почти 1 млрд 200 млн человек, что является самым высоким результатом за последние 11 лет.
В грузовом сообщении почти 100 млн т угля было перевезено в направлении Дальнего Востока, что также является рекордом, сообщил глава монополии. «Самую высокую динамику показал контейнерный сегмент перевозок – прирост почти 13%. Мы впервые преодолели важный психологический рубеж и перевезли более 5 млн контейнеров», – сказал О. Белозеров.
Тем не менее итоговая годовая отчетность ОАО «РЖД» пока не доступна для детального анализа: на момент заявления, равно как и на момент публикации, она не была опубликована ни на сайте раскрытия корпоративной информации «Интерфакса», ни на собственном сайте РЖД.
В связи с этим ряд экспертов пока очень осторожно высказывают свои предположения о том, что послужило причиной трехкратного роста. С оговоркой о том, что необходимо дождаться публикации официальных цифр и уже потом проводить более детальный анализ.
Так, аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев обращает внимание на то, что последние доступные финансовые отчеты – по РСБУ за 9 месяцев и по МСФО за 6 месяцев прошлого года. «Из пресс-релиза РЖД по выступлению О. Белозерова в Совете Федерации неясно, к чему относится озвученная итоговая чистая прибыль в размере 53 млрд руб. – к прибыли юридического лица ОАО «РЖД» по РСБУ или к прибыли всей группы РЖД по МСФО. Это большая разница: МСФО более информативна, поскольку консолидирует активы, расчеты и результаты», – говорит он.
Цифра в 53 млрд вызывает у аналитика некоторое недоумение, поскольку в отчете по РСБУ за 9 месяцев 2019 года фигурировала чистая прибыль в размере 65 млрд руб., а в отчете по МСФО за 6 месяцев – в размере 107 млрд руб. Куда ушла разница, пока неясно.
«Если только предполагать, на рост чистой прибыли могло повлиять снижение затрат. О Белозеров в СФ заявил, что в прошлом году они были снижены на 30 млрд руб. Кроме того, вырос пассажиропоток, выросли тарифы нам пригородные перевозки. Несмотря на стагнацию объемов погрузки, вырос грузооборот, в том числе за счет перенаправления части экспортных грузов, например угля, с Запада на Восток. Ну и, наконец, вспомним, что в прошлом году РЖД продали некоторые активы. Были проданы 50% плюс две акции ПАО «ТрансКонтейнер» за 60,3 млрд рубю», – комментирует А. Калачев.
Кстати, не только он один из экспертного сообщества указывает на роль в экономике ОАО «РЖД» продажи крупнейшего российского железнодорожного контейнерного оператора – ПАО «ТрансКонтейнер». Напомним, что продажа 50% плюс две акции «ТрансКонтейнера» состоялась в конце ноября. ГК «Дело» Сергея Шишкарева обошла структуры ООО «Енисей Капитал» миллиардеров Александра Абрамова и Романа Абрамовича и ПГК Владимира Лисина, предложив почти вдвое выше стартовой цены – 60,3 млрд руб.
Соответственно, почти вся эта сумма ушла в прибыль.
Детальный анализ причин роста прибыли ОАО «РЖД» не берется пока что делать и директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. По его предположениям, рост прибыли в условиях снижения объемов перевозок может быть результатом развития системы оказания дополнительных услуг (прежде всего транспортно-логистических), а с другой стороны – результатом недоинвестирования средств в течение 2019 года.
В свою очередь, президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр Синев делится предположением лишь о факторах, сыгравших свою роль по итогам 9 месяцев 2019 года. А именно, во-первых, рост расходов значительно ниже роста доходов. Вклад в рост валовой прибыли составил 31 млрд руб. Во-вторых, существенно выросли прочие доходы к 2018 году – на 29 млрд руб.(по итогам 9 месяцев).
Один из главных вопросов, волнующий участников рынка в данной ситуации, – возникающий парадокс, когда при росте прибыли становится все больше жалоб на работу РЖД. Интересно, что вместе с этим вырос и Индекс качества услуг железнодорожного транспорта (исследование РЖД-Партнера по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом).
По итогам IV квартала 2019 года Индекс качества составил 65 баллов, увеличившись на 1 пункт по сравнению с предыдущим периодом 2019-го. По сравнению с IV кварталом 2018-го его значение увеличилось на 3 пункта.
Несмотря на рост показателей Индекса качества РЖД-Партнера, само качество перевозок на линейном уровне остается довольно-таки низким, высказывается председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его предварительной оценке, указанная прибыль сформирована больше за счет сокращения расходов. «Рост производительности говорит о том, что РЖД пошли по пути сокращения расходов. То есть либо эти расходы перенесены вправо в периоде, либо они просто не осуществляют те расходы, которые необходимы. Поэтому мне кажется, это некий тревожный знак к тому, чтобы более детально посмотреть на итоги 2019 года в плане содержания инфраструктуры, правильности несения расходов компании, оценить те риски, которые мы получаем в 2020–2021 гг.», – отмечает П. Иванкин.
Как уже было сказано, в планах РЖД на 2020 год – чистая прибыль на уровне 50 млрд руб. Но в случае если ее увеличение идет за счет не грамотной оптимизации расходов, а лишь их обнуления или же сдвига вправо, этот механизм имеет весьма пагубный характер.
«С одной стороны, это очень удобно – высокая прибыль. А с другой стороны, это ведет к тому, что инфраструктура может давать очень серьезные отказы, которые приведут к серьезным сбоям в движении», – подытоживает П. Иванкин.
К более детальному обсуждению темы РЖД-Партнер вернется после опубликования итоговой отчетности ОАО «РЖД» по РСБУ.