Процесс движения и оформления 5 тыс. контейнеров, проходящих по мультимодальным маршрутам через терминалы в Санкт-Петербурге – «Петролеспорт» и «Первый контейнерный терминал» – проанализирует в рамках создания НЦТЛП (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа. - Прим. ред.) в том числе группа компаний «Дело», об этом сообщил генеральный директор стратегического ИТ-интегратора ГК «Дело» Борис Сопельник. С его слов, результаты анализа лягут в основу разработки в НЦТЛП. То есть компания заявила, что она готова раскрыть конкурентам информацию по перевозке и разработать сервис «единое окно» для всех участников контейнерного рынка. Более того, документ, который загрузят в НЦТЛП через сервис, окажется в общем доступе и для органов исполнительной власти.
«НЦТЛП будет накапливать большой объем информации. При этом бизнес сможет получить доступ к обезличенной статистике и принимать на ее основе управленческие и стратегические решения», – сказал он.
В планах компании – изучить в «цифре» еще два маршрута. Бизнесмен подчеркнул, что речь идет о международных мультимодальных логистических цепочках, проложенных в сообщении с Ближним Востоком и Южной Азией. На основе полученных результатов ГК «Дело» намерена предложить рынку и органам власти решения для упрощения и повышения эффективности обмена данными внутри всей логистической цепочки. Всего же разработано 11 маршрутов, в рамках которых будут отрабатывать переход на электронный документооборот в логистике. Цель перехода – увеличить долю электронных документов до 90% и сократить затраты на транспортировку грузов. Этот шаг – большой для всего логистического мира – совершили две компании сразу по двум маршрутам: «Владивостокского морского торгового порта» компании FESCO и «Первого контейнерного терминала» в Санкт-Петербурге ГК «Дело».
Государство контролирует бизнес
Следить за перевозкой будут все. И бизнес, и надзорные и контролирующие органы, этот факт даже не попытался скрыть Дмитрий Баканов, замминистра транспорта РФ.
«Мы стремимся установить единые стандарты для взаимодействия всех участников транспортно-логистической отрасли и госорганов. Платформа объединит цифровые логистические сервисы и будет служить «одним окном» для общения между государством и перевозчиками. Мы работаем над проектом совместно с другими ведомствами – это ФТС, ФНС, Россельхознадзор и Погранслужба ФСБ. Весь крупный бизнес заинтересован в создании этой платформы», – перечислил он.
Федеральная таможенная служба сразу поддержала этот проект, добавил Денис Терещенко, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Он объясняет, создание такой платформы с точки зрения выстраивания цифровизации транспортных коридоров – это хорошо не только для бизнеса, но и для государства.
«Для ФТС такая интеграция не является новой. С 1 октября Минтранс совместно с ФТС запускает в пункте пропуска Тагиркент – Казмаляр интегрированную систему пунктов пропуска. Система будет автоматически собирать необходимую информацию, которая нужна не только для таможенного, но и для иных видов контроля», – добавил Д. Терещенко.
Основная нагрузка с точки зрения административного функционала международных перевозок кроется именно здесь, в ФТС, отметила в своем выступлении Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА».
«Федеральная таможенная служба – одна из самых развитых в контексте цифровизации служб. И, в моем понимании, она должна решить задачу по однократному предоставлению данных», – аккуратно продолжила она.
Участники форума заявили, что бизнес, контрольные органы и органы власти подготовкой НЦТЛП занимаются давно. Например, последние года полтора не утихают споры, что же именно должна содержать платформа, и какие именно данные можно и нужно выкладывать в открытый доступ. Более того, часть участников рынка предъявляют свои требования к пока еще создаваемой НЦТЛП. Не только ФТС перешла в «цифру» и требует, чтобы участники рынка признали ее формат правильным. В «цифре» последние несколько лет работают и российские порты, и РЖД. АО «Евросиб» тоже строит НЦТЛП. Таким образом, компания намерена решить транспортные проблемы, которые существуют на рынке, в этом признался Игорь Белов, директор по стратегии и развитию.
«Логистическая цепочка подразумевает взаимодействие с большим числом владельцев инфраструктуры, активов, перевозчиков, экспедиторов. Рынок – большой, и каждый владелец актива и инфраструктуры внутри собственной компании уже как-то оптимизировал эту работу. Но когда мы говорим про цепочку в целом, то эти бизнес-процессы друг с другом не стыкуются. А в логистике основные потери именно на стыках», – признался он.
Сквозной цепочки нет, но не исключено, что она появится уже в ближайшее время. Сразу после того, как будут отработаны в рамках эксперимента первые 11 маршрутов.