Напомним, что в сентябре спад в погрузке составил 6,3%, в октябре – 6,2%, в ноябре – 5,8%.
В целом по итогам 2024 года объем погрузки на сети РЖД составил 1,18 млрд т, что означает снижение на 4,1% относительно показателей 2023 года. Такой результат совпадает с прогнозом, опубликованным в ноябрьском выпуске журнала «РЖД-Партнер». И вывод был сделан несмотря на то, что тогда звучали и более оптимистичные ожидания от некоторых экспертов отрасли.
Напомним, на совещании премьер-министра РФ Михаила Мишустина уверили, что итог сложится в 1,27 млрд т, и это должно было обеспечить прирост погрузки на 1,7%. Причем в министерстве уточнили: такой прогноз уже был скорректирован, поскольку ранее называлась цифра +2,7%.
Как пояснили эксперты, надежды были на достижение прибавки за счет сравнения с низкой грузовой базой осенью 2023 года и традиционный рывок в отправках перед Новым годом.
«Черный лебедь» вылетел на рельсы
Однако мы предупреждали о «черном лебеде», выпущенном осенью перевозчиком в виде очередного раунда борьбы с «лишним» парком, что в конечном итоге привело к отложенным грузам на споте: клиентам удалось отправить не все объемы, для которых открылись ниши на рынке.
А в декабре 2024 года планы клиентов были скорректированы под давлением очередной индексации тарифа перевозчика, которая обычно проводилась на месяц позже – в январе. Фактически – по формуле «инфляция плюс».
Тем не менее в декабре 2024 года перевозчик объявил, что ему удалось улучшить показатели работы сети. Некоторые эксперты даже увидели некоторое снижение количества брошенных поездов. Вполне вероятно, что так и было на некоторых направлениях, где перегонам добавили «маневренности» в рамках полигонных технологий.
Однако в декабре участники рынка заявили, что «лишние» вагоны вроде как изъяли с сети, но конвенций в итоге не стало меньше, чем было в октябре. Тем более что после отмены ряда региональных схем, действовавших ранее и вошедших в противоречие с логикой новых сетевых решений (полигонных схем, дислокаций ЦД), появились новые зоны зарождения ограничений в движении вагонов.
Например, на СКЖД был найден вариант маршрутизации порожних и груженых маршрутов цемента на станции Минводы. Однако после 18 октября 2024 года технология прекратила действовать просто из-за необходимости перейти на общесетевую схему с ограничением использования порожнего парка. Мнение начальника СКЖД не учли. В итоге на юге была снижена погрузка цемента. На КбшЖД схожим образом попытались поступить с перевозками нефтегрузов, на ОЖД – со щебнем, в Сибири – с контейнерами.
Угольщики в конце года получили индульгенцию
Каменного угля на сети отправили 30,1 млн т, что 3,1% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
На излете прошлого года угольщики, можно считать, получили индульгенцию. Ведь это впервые за последние месяцы погрузка угля вышла в плюс.
На сети то ли не добрали объемы других якорных номенклатур, то ли поддались необходимости разгрузить склады угольщиков. Ведь они переполнились из-за отложенного спроса. Вагоны в ноябре стояли, а в декабре поехали. Иначе могла сложиться неприятная ситуация: уголь, если долго лежит в большом количестве, создает повышенную пожароопасность.
Кроме того, как заметили аналитики, в прошлом году не везде в РФ падала добыча. Например, в Хабаровском крае в 2024 году добыли 10,3 млн т угля – прирост на 800 тыс. т год к году.
Постарались в компании «Ургалуголь» (СУЭК). Также в сентябре Росприроднадзор одобрил добычу в новых отделениях шахты «Северная»: после расширения ее мощность увеличилась с 3 млн т, добытых в прошлом году, до 4 млн т.
Да и конъюнктура для экспорта российского угля на мировых рынках сложилась неплохая.
Нефть сеть не согрела
У нефтяников также имелись ниши для экспорта. Вот только для организации продаж им требовалось подстраиваться под волатильность спроса. А на РЖД, в свою очередь, требовали соблюдать плановость и равномерность перевозок в сторону морских терминалов. Клиенты нашли компромиссные схемы отправок.
Однако многие из них были нарушены из-за новых полигонных технологий, основанных на шахматках ЦД с ограничениями дислокаций порожних цистерн на полигонах железных дорог. В результате спад охватил, кроме экспорта в IV квартале, еще и поставки внутри РФ.
Осенью ощутимые объемы топлива ушли на автодороги, что к концу 2024 года, кстати, стало одним из факторов повышения розничных цен бензоколонках. Напомним, что, по данным Росстата, в ноябре средние потребительские цены на бензин, например, выросли на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом производители бензина понизили оптовые цены на 1,9%, поскольку увеличились затраты на логистику от нефтеперерабатывающих заводов до заправочных станций, уточнил представитель крупного НПЗ. Ведь доставки автотранспортом дороже. Зато обеспечивали стабильность.
Итог – уход погрузки нефти и продуктов ее переработки в декабре 2024 года вниз на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Что еще ушло в минус?
Спад коснулся многих якорных для РЖД номенклатур. В минусе оказались черные металлы (-2%), лес (-8%), зерно (-18%) и промсырье (-15%).
Была надежда на улучшение погрузки строительных материалов, поскольку под конец года накопился отложенный спрос. В октябре и ноябре целый ряд карьеров Северо-Запада и Сибири не мог полностью удовлетворить потребности клиентов из-за нехватки полувагонов под погрузку. В декабре ситуация немного улучшилась.
Однако вниз погрузку потянули сами железнодорожники. По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», перевозки балласта в декабре 2024 года рухнули почти на четверть. В холдинге решили под конец года не запасаться щебнем.
Надо полагать, чтобы улучшить показатели в 2025 году, балласта повезут больше. А может, и не повезут: ведь инвестпрограмма ОАО «РЖД» текущего года сильно ужата как раз по проектам нового строительства.
Оптимизм с привкусом пессимизма
В плюсе в декабре 2024 года оставались немногие номенклатуры. Как сообщил в своем официальном канале перевозчик, в последний месяц года увеличилась отправка, кроме угля, железной и марганцевой руды (+8,7%), минудобрений (+6%), цветной руды и серного сырья (+3%), химикатов и соды (+1,3%).
Небольшую прибавку также обеспечили прочие грузы, включая грузы в контейнерах. Однако по последней позиции плюс сформировался весьма скромный – близкий к нулю. Да и то благодаря отложенному спросу.
Итак, с одной стороны, перевозчик в декабре показал стремление улучшить динамику привлечения грузов на сеть по сравнению с осенью 2024 года. Но с другой стороны, он все-таки ушел в минус, из которого будет сложно выкарабкаться, по крайней мере, в I квартале 2025 года.
Вопрос в том, захочет ли перевозчик адаптироваться к реальной ситуации в экономике РФ или же будет придерживаться тех же мифов в сфере полигонных технологий и идей по консолидации вагонных парков, которые он генерировал в конце 2024 года?
Декабрь показал признаки оптимизма. Однако при этом уже заготовлены планы по дальнейшему расширению логконтролей в 2025 году. А это уже навевает пессимизм на фоне индексации тарифов перевозчика (по сути, по формуле «инфляция плюс»). Так что ожидаем в январе небольшой минус, сопоставимый с декабрьским.