Правда, динамика спада в мае стала снижаться, но некоторые эксперты предположили, что летом динамика погрузки должна улучшиться. Минус, по крайней мере, как ожидалось, приблизится к нулевой отметке, а то и сменится на небольшой плюс.
Только этого не случилось. Да и неудивительно: ситуация на сети мало изменилась по сравнению с маем и апрелем. Замедленный оборот вагонов на станциях и скорость движения поездов на перегонах, расширение списка логконтролей и конвенций по ключевым маршрутам перевозок.
Больше стало лимитирующих направлений. Теперь к ним прибавились не только отправки на восток и юг, но и выборочно – на северо-запад (включая мурманский ход), а также на ряде внутренних маршрутах (в том числе в Сибири и на Урале).
Угольные страдания
Вниз погрузку потянул прежде уголь (-7% в мае 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Уголь экспортеры готовы отправлять на продажу. Даже несмотря на пороговые цены на уровне $120 для угля энергетического и $167 – для коксующегося, при превышении которых будет взиматься надбавка к НДПИ. Данный вариант следует рассматривать как компромиссный между вариантом Минфина и Минэнерго.
Однако поскольку на РЖД везде для угля есть ограничения, то установлена еще одна новация: предлагается учитывать цены не только в дальневосточных портах, но и на северо-западе и юге. Для PCI отсечка предлагается на уровне $135, про антрацит ничего сказано не было.
Как видим, условия терпимые. И если бы не инфраструктурные ограничения на ж/д сети, то погрузка угля могла показать гораздо лучший результат.
Нефтяная игла
Отчасти падение по углю в июне было скомпенсировано прибавкой по нефтегрузам (+1,4%), о чем перевозчик упомянул как о достижении.
Однако достижение требует комментария. Погрузка нефти под управлением логконтролей, алгоритмов АС ДМЗИ и опций в СКПП поначалу ушла вниз. Но как только Минэнерго взялось контролировать перевозки нефтепродуктов, так ситуация изменилась.
Чудесным образом на сети движение цистерн на внутренних маршрутах ускорилось. И все благодаря тому, что было разрешено регулировать управление движением вручную. Сразу выяснилось: а ведь при традиционном варианте управления ограничений на железных дорогах почему-то меньше, чем при использовании цифровых опций.
Компьютер хорошо управляет беллетристикой, но оказывается подслеповатым, когда надо сравнивать нормативы с информацией о событиях, которая требует уточнений. Компьютер не может позвонить на станцию, например, чтобы узнать, стоят ли вагоны на запасных путях или там еще есть место для добавки, пришел ли в нормативный срок осмотрщик или нет, подан ли маневровый локомотив, чтобы освободить пути, или застрял на пересменке.
Что в минусе, кроме угля?
На этот вопрос можно ответить примерно так же, как и в прошлом месяце: спад зафиксирован по стройматериалам (-10%) и цементу (-7%). Ушла в минус железная руда и черные металлы. В минусе оказался лес, химикаты и сода.
Новым стал спад по зерну (-4%) – такого уже не было давно.
Стройматериалы в июне, получается, оказались не очень-то востребованными к перевозке на железных дорогах. Вопрос остается без ответа. Как это ни странно, но опрошенные водители самосвалов не жалуются на отсутствие работы: активно возят и щебенку, и песок, и цемент.
Риелторы говорят, что ситуация в строительной отрасли летом оживилась. Не случайно в I полугодии 2024 года, по исследованным городам экспертами ЕРЗ, с конца марта средняя цена 1 кв. м строящегося жилья в РФ увеличилась на 2,4%. Летом отмечен дополнительный спрос.
Но это не заметно по статистике РЖД: погрузка цемента в июне, как видим, спикировала вниз – вместо улучшения в динамике. Напомним для сравнения, что в мае было погружено всего на 1,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. По логике, данный показатель в июле должен был выйти хотя бы уровень от -1 до -1,5%, а не проваливаться вниз до -7%.
Могло бы помочь, в частности, увеличение перевозок балласта для нужд РЖД. Но их динамика, по статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», пока не улучшается, хотя вроде бы на сети заявляют, что ведут активное строительство и ремонты инфраструктуры.
Снижение по зерну вполне объяснимо, поскольку, согласно мониторингу Российского зернового союза, в июне текущего года в РФ снизили экспорт пшеницы на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение отгрузок ячменя и кукурузы было более значительным. Но именно пшеница всегда определяла показатели погрузки зерна на РЖД. Что-то и здесь не так, поскольку провал по зерну больше снижения экспорта. Очевидно, следует искать причины в уходе зерна на другой вид транспорта.
Что в плюсе?
Тут не так уж много номенклатур: минудобрения, кокс, лом черных металлов, а также ряд номенклатур, отправляемых небольшими партиями, которые учитывают в официальной статистике РЖД вместе с грузами в контейнерах. В целом они прибавили на 4%.
Если учесть, что динамика погрузки грузов в контейнерах выше данного показателя примерно на 1–2%, то несложно догадаться, что целый ряд небольших номенклатур, включая палетированные грузы, ушли в минус.
Прогноз на 2024 год
Прогноз выглядит неутешительным. До августа погрузка будет снижаться в пределах 2–3%. А дальше погрузки сравнение пойдет к низкой базе прошлого года. Возможен выход сначала на нулевой уровень, а затем – в небольшой плюс.