Характер номенклатуры за два года значительно изменился в погрузке нефти, металлов и зерна. В частности, погрузка каменного угля демонстрирует прирост лишь на 100 тыс. т – 246,1 млн т за январь – август, при этом погрузка кокса выросла с 7,2 до 7,7 млн т. По данным Росстата, за январь – июль этого года в России было добыто 244 млн т угля. По предварительным прогнозам, суммарно в текущем году в стране будет добыто 390,7 млн т угля.
Значительно сократилась погрузка нефти и нефтепродуктов – на 7,6%, с 154,1 до 142,5 млн т. По данным экспертов рынка, цена экспортного сорта российской нефти резко подешевела в августе к июлю, но по сравнению с прошлым кризисным годом остается высокой. По данным ИА «Финмаркет», с августа РФ могла наращивать добычу нефти (без учета конденсата) в рамках соглашения ОПЕК+ на 100 тыс. б/с (примерно на 1%). В первые дни августа Россия увеличила добычу нефти с конденсатом на 1,3% к июлю – до 1445,9 тыс. т. Но уже на середину августа наметилась отрицательная динамика, которая сохранилась по итогам месяца.
Также значительно сократилась погрузка черных металлов по сравнению с допандемийным годом – на 9,6%, с 50,1 до 45,3 млн т. Но погрузка лома черных металлов выросла на 0,8 млн т – до 10,8 млн т. Металл дорожает сегодня под влиянием политики китайских властей по сокращению выбросов. Как отмечают производители, вместе с ценами на алюминий растут и издержки, в том числе на логистику.
Погрузка строительных грузов на сети за отчетный период выросла на 2% – с 84,1 до 85,8 млн т. Активизировались крупные стройки, плюс теплая погода способствовала положительной динамике. Сократилась погрузка цемента – на 1,7%, с 18,2 до 17,9 млн т.
Небольшая отрицательная корректировка произошла в секторе погрузки лесных грузов. Она сократилась на 1,4% – с 29,3 до 28,9 млн т. Но при этом на рынке наблюдается рост спроса на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке. На экспортные объемы сегодня влияют ограничения на сухопутных пограничных переходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны КНР и конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры.
Погрузка зерна выросла на 23,8%, или на 3 млн т, до 15,6 млн т. Она растет высокими темпами на протяжении последних 2 лет после спада в 2019-м. На некоторых железных дорогах сети произошел и вовсе взрывной рост. Так, к примеру, погрузка на Дальневосточной железной дороге за I полугодие выросла в 13,8 раза. В Минсельхозе России увеличение погрузки зерна обуславливают в целом положительным трендом в зерновом экспорте в сезоне-2020/2021. Но сами аграрии обращают внимание на возможное влияние на погрузку летней засухи и введения плавающей экспортной пошлины.
Добавим, что погрузка цветной руды и серного сырья выросла за январь – август на 1,5%, или на 0,2 млн т, до 13,3 млн т. А погрузка химикатов и соды сократилась на 8% – с 17,5 до 16,1 млн т.
За январь – август приросли объемы погрузки железной и марганцевой руды – на 1,1%, с 79,6 до 80,5 млн т. На 6,4% выросла погрузка химических и минеральных удобрений – с 40,6 до 43,2 млн т.
По итогам года РЖД рассчитывают на 3,3% плюс к уровню прошлого года. В начале августа заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило отмечал, что значительное влияние на прогноз погрузки года будет иметь китайский фактор. «Многое будет зависеть от того, как будет работать с приемом грузов Китай. Поэтому, скорее всего, мы в IV квартале будем еще дополнительно оценивать и уже после этого формировать окончательно бюджет 2022 года», – пояснил А. Шило.