«К сожалению, мы наблюдаем, что в связи с монопольным положением компании подготавливаемые ею документы довольно часто отвечают преимущественно ее интересам и в редких случаях забота направлена в адрес клиентов. В основном эти документы предусматривают снижение ответственности перевозчика. Мы с этим боремся», – говорит М. Русакова.
Борьба заключается в устранении или изменении некоторых пунктов договора, ущемляющих интересы клиентов. В числе таких проблемных пунктов:
Односторонний отказ. Им перевозчик оставляет за собой право отказать в услугах, ссылаясь на «недостаточные технические возможности», что можно трактовать очень широко. Пунктом также подразумевается, что клиент не имеет права предъявить убытки, кроме реального ущерба, и даже в этом случае – только при наличии умысла. По словам эксперта, из договора клиентов «ЖД Консалтинга» удалось убрать пункт о невозможности предъявления убытков.
Ограничение прав на документы. Клиент ограничен в праве распоряжаться документами, полученными в процессе работы, что затрудняет передачу необходимых бумаг без согласования с перевозчиком.
«Накладная – в первую очередь документ грузоотправителя и грузополучателя, а не перевозчика, соответственно, просить разрешения на передачу документа своему контрагенту – вопиющее нарушение, не обоснованное ничем. Этот пункт из договора мы также исключили», – поделилась М. Русакова.
Перенаправление ответственности. Перевозчик переадресует свою ответственность на клиента, позволяя выставлять требования в случае возникновения штрафов за просрочку грузов. Когда подписывается акт общей формы ввиду бросания вагонов в пути следования, а грузоотправитель в суде доказывает, что просрочка случилась по вине перевозчика, суд с ним соглашается и взыскивает неустойку с РЖД. Затем перевозчик направляет претензию грузополучателю с требованием в рамках Единого договора возместить неустойку, потому что считает, что виноват грузополучатель, что также необоснованно.
«РЖД прописали в Едином договоре, что клиент обязан обращаться только в территориальный суд. Мы знаем, что практика разная, и в одном регионе вы выиграете дело, в другом – проиграете. Такое ограничение права недопустимо», – сказала М. Русакова.
Она отдельно подчеркнула, что для корректировки договора нет ограничений по времени и неважно, подписан договор, или еще нет – его можно исправить и заставить перевозчика изменить условия взаимодействия.