По итогам 2020 года доходы холдинга от грузовых перевозок сократились на 1,6%, до 1,6 трлн руб., а расходы увеличились на 1,2%, до 1,5 трлн руб. При этом доходная ставка выросла на 2,1% и составила 464,2 коп./10 т-км.
По РСБУ суммарные активы ОАО «РЖД» за прошлый год выросли на 6,4% и составили по состоянию на 31 декабря 2020-го 7081,8 млрд руб. Согласно аудиторскому заключению независимого аудитора EY, по состоянию на конец года ОАО «РЖД» отразило дебиторскую задолженность в размере 156 812 128 тыс. руб. – на 13% больше, чем по итогам 2019-го.
Согласно аудиторскому отчету Ernst&Young, объем заемных средств по долгосрочным обязательствам вырос на 10%, по краткосрочным – сократился на 27%.
Еще до опубликования отчетности РСБУ эксперты редакции говорили о том, что такие низкие финансовые показатели снижают доходность компании до уровня посткризисного 2015 года, а также о том, что текущие действия РЖД, направленные на повышение тарифов за контейнерные перевозки и изменение схемы тарификации повагонных отправок на фоне падения погрузки, демонстрируют политику повышения доходной части без организации более сложных действий по снижению расходной составляющей или повышению производительности труда.
«Отставание динамики снижения доходов от динамики снижения грузооборота свидетельствует о завышенной индексации тарифов, что позволило в условиях снижения погрузки получить дополнительный доход», – говорил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, отмечая, что события IV квартала 2020-го и I квартала 2021 года свидетельствуют о наличии серьезных проблем в инфраструктурном комплексе.
В компании «РЖД», комментируя результаты отчетности РСБУ, отмечают, что общество в полном объеме выполнило обязательства перед федеральным, региональными и местными бюджетами, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, страховых взносов за 2020 год; оказало максимальную поддержку перевозчикам пассажиров (АО «ФПК» и пригородным пассажирским компаниям), предоставив отсрочки платежей на пиковый период пандемии; компания в соответствии с коллективным договором проиндексировала заработную плату и повысила минимальный размер оплаты труда.
Продолжалась реализация проектов, направленных на обновление парка локомотивов, повышение пропускной способности и обеспечение безопасности железнодорожной инфраструктуры, включая реализацию приоритетных инфраструктурных проектов в рамках государственных программ развития транспортной инфраструктуры.
Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие и обновление основных фондов превысили 717 млрд руб., что стало максимумом с момента создания компании. В сравнении с 2019 годом инвестпрограмма приросла на 43,2 млрд руб. и 13,2 млрд руб. к плану. Как докладывал на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, из 717 млрд руб. 231 млрд руб. были запланированы на развитие инфраструктуры и 299,6 млрд – на ее обновление. Так, на сети было отремонтировано около 5,3 тыс. км пути, на участках общей протяженностью более 1,9 тыс. км выполнена сплошная замена рельсов, уложено более 2,1 тыс. новых стрелочных переводов. На обновление подвижного состава из инвестпрограммы было израсходовано 152,7 млрд руб.
«Несмотря на значительный объем инвестиций и неблагоприятную экономическую ситуацию, ОАО «РЖД» смогло сдержать рост долговой нагрузки общества за счет первого в истории российского рынка выпуска бессрочных облигаций, что также позволило сохранить устойчивый внутренний спрос на продукцию отраслей отечественной промышленности, обеспечить занятость в смежных отраслях и социальную стабильность в ряде регионов. За 2020 год размещено 7 выпусков бессрочных облигаций на общую сумму 313 млрд руб. Кроме того, ОАО «РЖД» остается единственным заемщиком, представляющим Россию на рынке международного публичного зеленого финансирования, и крупнейшим ESG-заемщиком на локальном рынке, учитывая ориентир компании на устойчивое развитие и экологичность», – комментируют в РЖД.
На 2021–2023 гг. объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» превышает 3 трлн руб., из них на текущий год – 731,6 млрд. Ожидаемая выручка от зарубежной деятельности компании в 2021 году обозначена в 0,5 трлн руб.
В частности, РЖД ожидают, что погрузка вырастет до 1263,8 млн т, грузооборот – до 3302 млрд т-км, участковая скорость составит 41,6 км/ч, средний вес поезда – 4073 т, производительность локомотива рабочего парка – 2227 тыс. т-км брутто в сутки, производительность локомотива эксплуатируемого парка – 1685 тыс. т-км брутто в сутки.
Участники рынка предлагают РЖД ключевой задачей на 2021 год сделать не освоение инвестиционного бюджета, а актуализации долгосрочного плана развития (ДПР) в соответствии с текущими изменениями тенденций рынка. А также ликвидировать полностью все километры пути, просроченные всеми видами ремонта.
Добавим, что финансовая отчетность (МСФО) компании по итогам года официально еще не опубликована.