С. Золотарев подчеркнул, что наиболее часто звучащие прогнозы, затрагивающие вопрос развития рынка производства вагонов, в основном противоречивы. «Уже никого не удивляют предупреждения о падении рынка на 30–40% ввиду профицита парка, низкого уровня списания вагонов до 2026 года, высокой стоимости и себестоимости производства вагонов… Однако уже который год подряд наблюдается рост. Производство в 2020 и 2021 гг. вышло на уровень около 60 тыс. вагонов. При декларируемом профиците парка на сети мы видим рост спроса на полувагоны, особенно под уголь, отсутствие возможности получить полувагоны под щебенку и другие грузы, рост ставки аренды. Компании жалуются на высокую стоимость ремонтов и запчастей, но загрузка вагоноремонтных предприятий близка к 100%, а цена ремонта еще даже не достигла уровня 2019 года», – рассказал С. Золотарев.
Эксперт отметил, что к началу 2021 года на рынке сформировался хрупкий баланс парка полувагонов. При этом из-за оставления полувагонов и роста погрузки в настоящее время наблюдается дефицит полувагонов на уровне 36,73 тыс. ед.
По данным АО «Уралвагонзавод-Транс», всего за 10 месяцев 2021 года отечественные вагоностроители произвели 51,6 тыс. вагонов. Если так продолжится и дальше, то рынок к концу 2021-го может составить более 62 тыс. вагонов (это больше, чем в 2020 г., на 10,8%). «Однако возможно снижение из-за дефицита запасных частей и комплектующих (колес), а также снижения динамики производства вагонов вагоностроительными заводами», – сделал оговорку С. Золотарев.
Всего по итогам 10 месяцев 2021 года рынок вагоностроения в РФ вырос по отношению к предыдущему периоду на 14,6%. Однако стоит отметить, что уже четвертый месяц подряд наблюдается резкий спад динамики производства грузовых вагонов на дополнительный 1 п. п. Практически все заводы в октябре сделали меньше вагонов, чем в сентябре. Лидером падения стало АО «Алтайвагон» (-31% по отношению к прошлому месяцу).
Структура производства
В 2021 году также ощутимо изменилась структура производства вагонов. Так, по данным АО «Уралвагонзавод-Транс», вагоны-платформы в общем объеме производства теперь занимают первое место с долей 39% (+14%). Полувагоны также все еще составляют значительную долю выпуска в 35% (-3%). Доля производства вагонов-цистерн составила 10% (-1%), причем в 2021-м остался высоким спрос на вагоны-цистерны для перевозки нефти (71% из общего объема производства цистерн). Крытые вагоны в общем объеме производства занимают 9% (-1%). Вагоны-хопперы в общем объеме производства притормозили выпуск и сейчас занимают место с долей 7% (-10%).
С. Золотарев также отметил, что большое влияние на структуру спроса и предложения имеют ставка аренды и стоимость нового вагона. Так, анализ эксперта показал, что при ставке 1300–1400 руб. в сутки вагоны продаются и привлекательны по цене 3–4 млн руб. В самом продаваемом сегменте (3–4 млн руб.) видно четкое позиционирование 5 видов подвижного состава: инновационные вагоны, фитинговые 8-футовые платформы, крытые вагоны, платформы для перевозки леса и спецпарк. По стоимости от 2 до 3 млн руб. уходят фитинговые 40-футовые платформы, хопперы-зерновозы, хопперы-цементовозы и цистерны для перевозки нефти. По стоимости выше 4 млн руб. покупают цистерны для перевозки химии и кислот, СУГ.
Как считает С. Золотарев, легкий дефицит полувагонов будет наблюдаться и в 2022 году (1,46 тыс. вагонов). «Поэтому, если кардинально ничего не поменяется, например тарифы, то 2022 год по полувагону должен быть не хуже 2021-го. Низкий спрос, который прогнозировался в 2023–2024 гг., переносится на период 2024–2025 гг.», – поделился эксперт.
Исходя из озвученного в АО «Уралвагонзавод-Транс» пришли к следующим выводам.
В сегменте полувагонов номинально большой профицит (30–70 тыс. вагонов). Однако фактический парк меньше потребного. При расшивке Восточного полигона может появиться дополнительный спрос на производство 90 тыс. полувагонов в течение 3 лет.
В сегменте крытых вагонов наблюдается спад спроса. Закупается столько, сколько списывается. Рынок крытых вагонов из года в год в общей структуре производства вагонов постоянен. У АО «Алтайвагон» из-за падения общего рынка вагоностроения также падают объемы производства крытых вагонов. Объемы производства у прочих производителей небольшие и пока постоянны.
Спрос на платформы также сокращается. В ближайшее время можно ожидать насыщения рынка. Вместе с тем возможен рост выпуска с 2022 года универсальных платформ.
Начался рост спроса на цистерны для перевозки нефти и пищевые цистерны. Спрос на цистерны для перевозки химии небольшой, но постоянный. Как считает С. Золотарев, этот сегмент очень емкий. Спрос будет расти за счет естественного списания, рост которого ожидается в 2022–2023 гг. «Рынок нефти сформирован и поделен. Рост ставки аренды маловероятен», – отметил эксперт.
В сегменте вагонов-хопперов спрос повышается за счет зерновозов (так как экспорт зерновых растет), также позитивные прогнозы эксперт дает по рынку минераловозов и цементовозов.
Кроме того, прогнозируется спрос на спецпарк со стороны ЦДИ ОАО «РЖД» на уровне 3 тыс. вагонов в год с 2022 года.