Одновременно Кивила сообщил, что RB Rail провел консультации с рынком по возможностям ГЧП, учитывая интерес латвийского государства. По его словам, модель ГЧП в Латвии в основном можно было бы использовать на участке от Саласпилса в северном направлении до границы с Эстонией, чтобы обеспечить полностью функционирующее трансграничное соединение.
Он также добавил, что можно было бы выделить меньшие участки для реализации через ГЧП, однако в таком случае нужно оценивать, имеет ли это вообще смысл, если остальная часть проекта не будет реализована.
Руководитель совместного предприятия дополнил, что рынок был бы готов к проекту ГЧП, если бы применялись так называемые «платежи за доступность», что фактически означает, что государство начало бы осуществлять платежи после завершения строительства и ввода инфраструктуры в эксплуатацию при условии, что частный партнер выполнит установленные в договоре требования по доступности и эксплуатации. Однако решение об использовании ГЧП в проекте пока не принято.
Кивила пояснил, что все три страны получили от RB Rail стратегию финансирования проекта, в которой изложены возможные варианты финансирования и указано, какие из них можно использовать для достижения цели 2030 года для первой фазы. «ГЧП не входит в число этих вариантов. Это опция, которую можно было бы реализовать, но тогда нужно было бы согласовать другой график», – пояснил Кивила.
Он подчеркнул, что странам нужно как можно скорее принять решение, иначе будет определена цель проекта, но не будет механизма ее достижения.
Также Кивила пояснил, что в настоящее время проекту утверждено финансирование в размере €4 млрд, в основном из средств Европейского союза (ЕС), и сохраняется надежда, что до 2030 года можно будет дополнительно получить еще €4 млрд из финансовых инструментов ЕС. Оставшиеся примерно €7 млрд странам предстоит покрыть самостоятельно, используя другую модель финансирования, например, ГЧП или займы.
«Реальность проекта такова, что для полной постройки эксплуатируемой линии во всех трех балтийских странах все еще не хватает €7 млрд. Нужны решения и нужен курс», – сказал Кивила.
Согласно последней информации RB Rail, стоимость первой очереди проекта Rail Baltica в странах Балтии может достичь €14,3 млрд, из них в Латвии – €5,5 млрд. Общие расходы на проект, согласно анализу затрат и выгод, в странах Балтии могут достичь €23,8 млрд. В предыдущем анализе затрат и выгод 2017 года предполагалось, что проект в целом обойдется в €5,8 млрд.