По мнению Д. Шпакова, снижение рисков на рынке операторских услуг возможно при реализации комплекса мер, направленных на поддержку отрасли. В частности, необходимо формирование более взвешенной государственной политики по поддержанию баланса вагонного парка на сети. «Лучшая стратегия транспортного машиностроения – это устойчивый спрос со стороны операторов, основа которого – окупаемость инвестиций», – пояснил эксперт.
Кроме того, должны появиться рыночные механизмы, которые будут заинтересовывать игроков рынка в покупке. Как вариант Д. Шпаков предложил приобретать и обновлять подвижной состав по схеме trade-in. Причем она должна распространяться не только на инновационный, но и на любой подвижной состав. «Надеемся, что эти вопросы найдут понимание и поддержку в Минтрансе, Минпромторге, Минэкономразвития», – добавил он.
Еще одна значимая тема – это ускоренное развитие инфраструктуры на грузонапряженных направлениях, особенно Восточного полигона. «Если бы этого дефицита не было, большей части потерь в 2020 году можно было бы избежать. Если бы было возможно вывезти грузы на восток, это сгладило бы падение погрузки по другим направлениям», – добавил Д. Шпаков.
Эксперт также упомянул о выдвинутом предложении РЖД о точечной индексации тарифов на порожний пробег полувагонов на 4%, а всех остальных видов подвижного состава – на 15,8%. «Такое тарифное решение приведет к кризисным явлениям в секторе операторских услуг, что выльется в рост транспортных затрат грузоотправителей. Инициативы РЖД о любой дополнительной индексации ухудшают инвестиционный климат нашей отрасли», – добавил он. В связи с этим тарифная политика должна быть прогнозируемой и долгосрочной.