С 1 января 2026 года вводится обязательная проверка главной и магистральной части воздухораспределителя, авторегулятора, авторежима на стендах с регистрацией. Параметры должны регистрироваться в электронной базе. Так теперь будет работать вся сеть на пространстве 1520, об этом заявил Андрей Рогозин, директор ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» в своем докладе, представленном на XXII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие на прошлой неделе организовал и провел РЖД-Партнер.
Доля общих отказов по сети – 25%, это показатель потерь поездо-часов в первые 9 месяцев 2024 года по всему вагонному комплексу, доложил А. Рогозин. Доля значительная, подчеркнул он. Большая часть отказов – тормоз, доля отказов – 42%. Чуть меньше – 36% – отказы из-за нарушений в работе буксового узла.
«Тормоза. Показатель растет последние 4 года, с 2020-го. И в этом году рост продолжается, показатель за первые 9 месяцев вырос на 13%. Коллеги, над этой проблемой надо работать!» – воскликнул он.
Большая часть отказов – из-за сбоев в работе воздухораспределителя. Докладчик подчеркивает, отказы случаются и на новых вагона. Динамика отказов тормозного оборудования такова: в 2020 году – более 8,7 тыс. отказов, в 2021-м – более 9,9 тыс., еще через год, в 2022-м – 10,3 тыс. отказов, в 2023-м – 12,4 тыс. В этом году показатель будет еще выше, уверен выступающий. Он вновь ссылается на статистику, только за первые 9 месяцев текущего года число отказов превысило 10,2 тыс. Годом ранее в аналогичный период зафиксировали чуть более 9 тыс. отказов.
«Отказы на новом вагоне. Здесь все новое! То есть это отказы на новых вагонах. Это говорит о том, что есть вопросы к качеству воздуха, к эксплуатации. Все влияет на работу воздухораспределителя. Из-за его неисправности – 65% всех отказов тормозного оборудования», – сказал он.
Эксперт подчеркивает, доля отказов из-за неисправности воздухораспределителя с момента постройки вагона до первого планового вида ремонта растет. В первый год постройки отцепляют 56 вагонов из каждой 1000 в парке, на второй год эксплуатации – уже 316, на третий – 595.
«Мы как проектно-конструкторское бюро уточняем требования, вносим поправки в ремонтную документацию», – признался он.
Потери из-за отцепок
Проблему решают и на экспертном уровне. А. Рогозин подчеркивает: месяц назад, 15 ноября, в ПКБ ЦВ прошло свое совещание. На нем присутствовали как вагоностроители, так и ученые и собственники вагонов. И здесь принято решение, которое должно снизить число отцепок и повысить отказоустойчивость резинотехнических изделий воздухораспределителя.
«Главное – при ремонте вагонов надо резинотехнические изделия в воздухораспределителе менять на новые», – так А. Рогозин прокомментировал решение ПКБ ЦВ.
Кроме того, необходимо усилить со стороны ЦТА контроль за качеством изготовления резинотехнических изделий, а также полностью исключить нелегитимную продукцию, продолжил эксперт. Он сказал о необходимости проведения внутренних аудитов участков по ремонту тормозного оборудования с приглашением производителей воздухораспределителей АО МТЗ «ТРАНСМАШ», АО «Ритм» ТПТА. Необходима также работа по переходу на воздухораспределители с вертикальным расположением рабочих органов магистральной части, по результатам подконтрольной эксплуатации.
И еще один показатель за первые 9 месяцев 2024 года. За этот период отцепки из-за отказов буксовых узлов 1, 2, 3 категории по вагонному комплексу снизились на 18%, если сравнивать с показателями за прошлый год, до 8,9 тыс. Зафиксировано и снижение поездо-часов до 16,5 тыс., на 19%.