Роботизация железных дорог и сопутствующей инфраструктуры, как известно, позволяет ускорить процесс оборачиваемости грузов (погрузка/выгрузка, складские операции), а также снизить себестоимость их эксплуатации (ремонты и техническое обслуживание).
В РЖД роботам доверили ввод нормативно-справочной информации, предполагающий корректировку тарифной таблицы стоимостей АСУ «Экспресс» в пригородном сообщении, а также администрирование пользователей интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом.
В самом холдинге отмечают, что внедрение роботов позволяет существенно повысить скорость различных бизнес-процессов. Они могут работать в режиме 24/7, не ошибаются и не устают. В некоторых областях скорость решения повысилась на 70%. Защите данных уделяется повышенное внимание – роботы функционируют в специальном защищенном серверном сегменте.
Так, по итогам 2020 года в ОАО «РЖД» было внедрено в эксплуатацию более 1 тыс. программных роботов в информационных системах, с их помощью было автоматизировано свыше 980 операций. Автоматически было обработано 500 тыс. обращений пользователей информационных систем ОАО «РЖД». А по итогам 2021-го – почти 1,7 млн запросов пользователей. По данным на конец года, в ОАО «РЖД» было запущено в эксплуатацию более 2 тыс. роботов.
Компания «РЖД-Технологии» (дочернее общество ОАО «РЖД») еще в начале прошлого года начала совместно с компанией-разработчиком ООО «Робин» реализовывать проект по созданию платформы программных роботов для транспортно-логистической отрасли. Он включает в себя платформу для эксплуатации программных роботов, модуль разработки и магазин готовых роботов, где пользователи смогут покупать программные решения для применения в рамках платформы. Еще один проект, над которым работает ОАО «РЖД», – это робот-манипулятор для расцепки железнодорожных вагонов. Планируется, что его создаст в Москве производитель промышленных роботов-манипуляторов.
Но перечисленные проекты – лишь точечное начало большого пути. «Для внедрения новых технологий требуются большие затраты, которыми располагают только крупные игроки. Но даже для них остается вопрос срока окупаемости. Тем не менее есть страны, в которых уровень роботизации выше, чем в остальном мире, – это Южная Корея, Сингапур, Япония и Германия. Около 2,7 млн промышленных роботов работают прямо сейчас по всему миру. Эта цифра дает уверенность в том, что на них есть спрос», – рассуждает исполнительный директор ООО «Транс Синергия» Станислав Станкевич.
Комбинированные решения
Уже сейчас инновационные технологии применяются для развития мультимодальных железнодорожных перевозок, оптимизации процесса модернизации железнодорожного полотна, сортировочных хабов и стыковых узлов. Но, как говорит генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, железнодорожная отрасль России в 2022 году по-прежнему остается низкороботизированным сегментом экономики страны.
Помимо конкретных проектов внедрения роботов на железной дороге, еще один текущий тренд – это решения, комбинирующие несколько технологий. Робототехника тесно связана с технологиями искусственного интеллекта, проникновение в отрасль которых гораздо глубже. «Уже сейчас в российской железнодорожной отрасли ИИ используется для видеоконтроля и учета железнодорожного транспорта, для мониторинга и предиктивного анализа состояния железнодорожного транспорта и для контроля погрузочно-разгрузочных работ», – добавляет С. Станкевич.
Вместе с тем в нынешних условиях наукоемкие разработки в области робототехники могут себе позволить только крупные корпорации. Инвестиции в эту область могут осуществлять компании уровня РЖД или таких холдингов, как УГМК. «Горизонт окупаемости инвестиций подобных проектов может превысить 5 лет, потому что в их цикл включена не только разработка ПО, но и работы по созданию аппаратных средств, начиная с датчиков и лидаров и заканчивая промышленными контроллерами», – говорит руководитель группы разработки департамента горнодобывающих решений компании «Рексофт» Владимир Лебедев.
Проблемы с рентабельностью
На сегодня роботы выполняют стандартные, рутинные, повторяющиеся операции и освобождают время сотрудников (в том числе от информирования) для новых, более важных задач. Например, на железнодорожном вокзале в Тюмени робот помогает железнодорожникам заниматься профилактикой детского травматизма. Интеллектуальная роботизированная машина запрограммирована на знание железнодорожной тематики студентами факультета «Мехатроника» Уральского университета путей сообщения. Робот освоил вопросы безопасного нахождения вблизи железнодорожной инфраструктуры и рассказывает их детям.
Также есть роботизированный виртуальный помощник для пассажиров, который помогает отвечать на вопросы на сайте и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам», а также в Telegram и Viber. Для этого интеллектуальный робот обучился на диалогах с клиентами, чтобы понимать их потребности. «Операторы преимущественно консультируют по сложным нетиповым вопросам, которые требуют участия человека. Благодаря внедрению робота нагрузка на них значительно уменьшилась. Виртуальный помощник постоянно обучается новым сценариям диалогов и точности распознавания вопросов. Число тем, которым он уже обучен, достигло 95 – это более 1 тыс. различных вариантов вопросов», – говорят в РЖД.
Добавим, что крупные игроки рынка начинают постепенно использовать роботов на конкретных операциях, не только при разгрузке и отгрузке на сети РЖД, но и при ремонте, сервисном обслуживании, в складской логистике. Так, «НИССА Инжиниринг» поставила роботизированную систему сортировки с производительностью более 4 тыс. отправлений в час логистической компании «СДЭК» («СДЭК-Глобал»). Автоматизированная сортировочная система охватывает площадь до 1500 кв. м, в ее основе – около 100 мобильных роботов компании Geek+ S20C, число направлений сортировки – до 144.
Подробнее читайте в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер.