Как рассказал генеральный директор ООО «Р-Телематика» Евгений Дудоров, в свое время были проанализированы тренды в роботизации на железнодорожном транспорте, изучался вопрос, как данные решения можно адаптировать в РЖД. В итоге выбраны примерно 40 ключевых направлений, по которым возможно работать.
В основе концепции – применение роботизированных комплексов там, где работает человек. Особенно это касается зоны повышенного риска.
Один из проектов, который уже в практической стадии, – это робот-авторасцепщик грузовых вагонов на горках сортировочных станций. Сейчас он проходит подготовку к эксплуатационным испытаниям на сети РЖД. По словам менеджера, стоит задача обеспечить скорость перемещения робота до 10 км/ч.
Правда, есть ряд ограничений. Главный из них – природный фактор. Ни один манипуляционный робот на открытом воздухе, как правило, не работает, а здесь нужно учитывать рабочий процесс и в снег, и в дождь, пояснил Е. Дудоров.
Другой проект связан с разработкой робота для диагностики подвижного состава, проверки экипажной части на скрытые дефекты, выполнения процедур, связанных с отпуском автотормозов.
«Эти все работы может выполнять не только один какой-то робот, который выехал и весь состав осмотрел. Может выдвигаться группа роботов: кто-то выполняет отпуск тормозов, кто-то – процедуры, связанные непосредственно с техническим обслуживанием вагонов», – отметил спикер.
Прорабатываются также решения по созданию робота для налива цистерн, экипировки локомотивов. Автоматизированный комплекс должен исключить влияние человеческого фактора при взаимодействии с опасными грузами, а также позволит сократить часы простоя подвижного состава.
«Если мы делаем сейчас роботизированные заправки для автомобилей, то почему не сделать для локомотивов, для тех же цистерн. Вполне логичная история», – убежден Е. Дудоров.
К созданию единой среды
В настоящий момент, говорит гендиректор «Р-Телематики», РЖД являются передовыми в решении вопросов роботизации, но нужно сейчас смотреть дальше, лет на 10–15 вперед.
Поэтому важно убирать узкие места в применении высокоавтоматизированных технологий. Например, использование того же робота-авторасцепщика – очень непростая задача, учитывая, что сама по себе вся среда неструктурированная.
«Мы знаем, что роботы любят работать в структурированной среде, то есть когда все по своим полочкам, строго по координатам. Здесь сложно это делать, но при этом научились сейчас работать с системой технического зрения, определять различные элементы сцепки, синхронизировать движение с [автоматизированной] платформой», – пояснил Е. Дудоров.
В то же время реализуется большой проект – цифровая железнодорожная станция, уточнил генеральный директор АО «НИИАС» Александр Долгий.
«Идет огромный поток аналитических данных. Лингвистическими, генеративными моделями искусственного интеллекта удается агрегировать и помирить между собой задачи и проблемы различных хозяйств. Мы видим, как работает станция как единый живой организм», – подчеркнул А. Долгий.