Несмотря на то, что в начале 2022-го по плановым видам ремонта вагонов был сделан значительный задел, с наступлением II квартала динамика пошла на спад, правда, до июня кривая по отношению к предыдущему году оставалась в зеленой зоне. В первый месяц лета знак сменился на минус. В июне к аналогичному периоду 2021 года объем ремонта сократился на 3,8%, в июле – на 8,8%, в августе – на 12,7%, в сентябре – на 15,4%, в октябре – на 15,6%. Затем темпы падения замедлились. В декабре отставание составило 14,4%.
С учетом хороших результатов в I квартале объем плановых ремонтов по итогам 2022 года снизился к 2021-му на 3%. При этом капитальный ремонт вырос на 26% (отремонтировано 89 тыс. вагонов), а деповской сократился на 8% (366 тыс.)
В начале 2023-го спад продолжился. В январе и феврале снижение плановых ремонтов к прошлогоднему уровню соответственно составило 12,5 и 9,6%.
Сегодня в структуре плановых ремонтов КР занимает 20%, ДР – 80%. Как отмечает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, доля капитального ремонта растет (по сравнению с годичной давностью она поднялась на 5 п. п.), а деповского снижается.
Известно, что периодичность проведения КР – от 10 лет. Отсюда динамика в первую очередь обязана активным спросом на эту услугу по подвижному составу, массово выпускавшемуся в 2010–2013 гг. (в 2012 г. за долгое время наблюдался высокий объем производства, тогда на рынок было выведено 71,6 тыс. новых вагонов).
Почти 75% выполняемых работ приходится на топ-4 вагоноремонтных компаний. По итогам февраля 2023 года НВРК занимала 28,1% рынка, ВРК-1 – 18,4%, «Новотранс» – 15,1%, «ОМК Стальной путь» – 14%.
Объемы и цены
Согласно прогнозам, объем плановых видов ремонта в этом году ожидается меньше, чем в прошлом. В ИПЕМ снижение оценивают от 4,1 до 8,5%.
«При этом деповские просядут еще сильнее – на 10–14%, а капительные возрастут на 14,7–18,6%. Объем КР объективно сейчас увеличивается», – говорит В. Савчук.
На спад объемов ДР в первую очередь влияет сокращение погрузки (согласно прогнозу РЖД, по итогам 2023 г. она снизится на 2,5% в сравнении с результатом 2022 г.), говорит руководитель по новым продуктам ООО УК «РМ Рейл» Дмитрий Нарежный. Капитальный ремонт пока растет, подтверждает он, но в перспективе рост сменится падением. Компанией прогнозируется, что если в 2023 году в объеме КР будет отремонтировано примерно 92 тыс. вагонов, то в 2024-м – 60 тыс., в 2025-м – 49 тыс., в 2026-м – 32 тыс. Компенсировать ремонтникам этот спад отчасти будет постепенный рост стоимости услуги.
В целом в перспективе до 2027 года объемы планового ремонта будут более-менее стабильны, на уровне 460-480 тыс. вагонов ежегодно, оценивает «РМ Рейл».
Стоит сказать, что растущая цена на ремонтные работы, вероятно, будет ограничивать спрос на услуги в условиях снижения погрузки при увеличивающемся на сети парке подвижного состава. Не исключено, что операторы будут предпочитать не ремонтировать вагон, а отставлять его от движения.
Если смотреть на динамику начала 2023 года, то собственно ремонтные работы подорожали не сильно, констатирует В. Савчук. ДР практически остался на том же уровне, КР вырос на 2,1%. В то же время драйвером роста эксплуатационных затрат выступают запчасти. В феврале к январю эти затраты увеличились на 12%.
Еще один фактор, который оказывает ценовое давление, – текучка кадров у вагоноремонтных предприятий.
«Очевидно, ремонт дешеветь не будет, только дорожать. Потому что ремонт – это прежде всего рабочие руки, а с рабочими все сложнее. Чтобы удерживать работников в депо, необходимо повышать зарплату», – ранее говорил зампред А ОЖдПС Денис Семенкин.