Ставки выросли и в других сегментах рынка, также подогретые дефицитом подвижного состава. «Ставка не устраивает, так как она значительно увеличилась на все направления (в частности, на восток, а также в сторону Горьковской дороги с Московской), по некоторым – более чем в 2 раза», – подтвердил представитель металлургического сектора промышленности.
Кто-то оценивает общее повышение в размере 30% по сравнению с II кварталом. «Нам, естественно, не нравятся такие цены. Мы ощутили давление этого повышения уже в июне, когда некоторые операторы в спешном порядке начали пересматривать ставки», – отметил респондент. Другой также подтвердил, что с учетом нехватки полувагонов аренда на них растет: «Рост ставок идет сейчас на все направления, включая экспорт. Если раньше ставка была около 52 тыс. руб. за вагон, то сейчас уже 75 тыс. руб.».
По наблюдениям отправителей, примерно 30% от всего парка полувагонов оттянул на свои маршруты Кузбасс с учетом повышенного спроса на уголь. Вагоны гонят на возврат порожними, за попутным грузом они не заезжают. Причем это коснулось не только владельцев низкодоходного груза (щебня), но и среднедоходного сегмента (лом), хотя и в меньшей степени. «Если мы соглашаемся на более высокие ставки – тогда вагоны идут к нам», – добавил отправитель.
В III квартале в среднем рост ставок составлял по 5% за каждый месяц, – подметил один из клиентов РЖД. Конечно, есть различия в динамике по направлениям, и ставка больше растет там, где конкуренция это еще позволяет. А где-то она уже достигла потолка и на пике не меняется.
При этом с начала октября уже начинается объявление ставок на ноябрь, и они объявляются сразу с повышением, хотя строительный сезон идет на спад. Операторы ссылаются на то, что у них вагоны в аренде, а собственники ее поднимают потому, что выросла стоимость ремонта – и так по цепочке ответственность за подорожание перекладывается друг на друга, хотя грузовладельцам от этого не легче.
«В нашем сегменте отгрузки щебенки на Урале в целом за период повышение составило не менее 40%», – поделился респондент. Причем ставки повышаются, даже несмотря на заключенные ранее договоры с операторами, что создает для грузовладельца критические ситуации. «Попробуйте объяснить клиенту, с которым только что согласовали цены на щебень, что цена продукта должна повыситься, потому что оператор поднял ставки на полувагоны, а эти вагоны не только еще не пришли для погрузки, а даже и не выехали!» – возмущается респондент.
Непредсказуемая ситуация на споте больно бьет практически по всем грузовладельцам. Возьмем, в частности, сектор автопрома. Весь тот остаток вагонов-сеток для перевозки авто по сети РЖД, который не используется по договорам, фактически находится в ремонте, то есть на спот операторам и выставлять-то нечего. С учетом дефицита и спроса за III квартал данный подвижной состав по ставкам вырос в 5–10 раз. «Иногда такое ощущение, что цены берутся просто с потолка», – вздохнул респондент.
Краткая версия исследования доступна по ссылке.
Узнать о партнерских возможностях: +7(812) 418 34 90
Чтобы получить доступ к полной версии «Индекса качества», обратитесь в отдел подписки по тел. + 7 812 418 34 99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.