А. Шило отметил, что портовые мощности в силу объективной сложности сегодня развиваются быстрее, чем мощности РЖД. Линейная протяженная инфраструктура действительно развивается сложнее и медленными темпами, нежели какие-то точечные объекты. Но вопрос развития инфраструктуры в любом случае подразумевает присутствие тарифа. Вопрос только в том, кто будет за эту инфраструктуру платить.
«В разных странах эта проблема решается по-разному. Но в России мы сегодня придерживаемся конструкции, при которой основные средства в развитие железнодорожной инфраструктуры – это собственные привлеченные средства РЖД. Соответственно без нормального справедливого тарифа, необходимого и достаточного для развития инфраструктуры, сделать это мы попросту не сможем», – говорит А. Шило.
Обсуждая предложение о повышении тарифов, операторы сети напоминали, что в конце 2017 года распоряжением правительства РФ № 2991-р на период 2018–2025 гг. был определен подход по долгосрочным параметрам индексации тарифов, который явился прорывом в регулировании услуг ОАО «РЖД» и которого в целом регулятор придерживался на протяжении 2018–2021 гг. И основополагающей для принятия данного распоряжения являлась необходимость не просто прогнозируемости изменения тарифов, но также и сдерживания их уровня, что определило закрепление индексации тарифов по формуле «инфляция минус».
Комментируя решения 2017 года, А. Шило поясняет, что при формировании ДПР ОАО «РЖД» в тарифную систему закладывался некий инструмент сбалансированности этой программы. «Говоря о тарифах РЖД, мы должны еще учитывать, что должны были получить РЖД с точки зрения грузовой базы. По итогам 2020 года по грузовой базе от ДПР мы отклонялись на 7%. В 2021-м мы начали восполнять отставание, и темпы погрузки очень хорошие. Тем не менее если посмотреть на период с момента формирования ДПР по сегодняшний момент – с точки зрения доходов РЖД недополучили из-за отсутствия грузов 330 млрд руб. Это снижает наши инвестиционные возможности», – поясняет спикер.
А. Шило подчеркивает: на фоне сегодняшнего роста инфляции особенно четко стоит понимать, что ранее заложенная формула в систему тарифообразования РЖД предполагала более равномерные изменения экономики и рынка.
Сегодня растут цены на ту продукцию, которую потребляют РЖД. Имея более 30 тыс. поставщиков, компания является крупнейшим потребителем продукции российских производителей.
«Исходя из прогнозных индексов цен производителей в тот время, мы рассчитывали на параметры индекса цен производителей в размере 2,8%, а индекса цен на топливо в размере – 3%. Но по состоянию на 1 ноября 2,8% превратились в 19,7%, а 3% – в 44,7%. Но у нас нет сегодня вариантов не приобретать дизельное топливо: мы – крупнейший потребитель дизельного топлива в стране. Соответственно сегодня это достаточно серьезный некомпенсируемый рост расходов для нас», – отмечает А. Шило.
Он неоднократно подчеркнул: у РЖД нет сегодня задачи получить сверхприбыль, какие-то дополнительные средства от уважаемых пользователей. Все полученные средства при изменении тарифообразования останутся в стране и экономике РФ.
«Какой мы видим сегодня тарифную систему? По нашему мнению, мы должны обсудить ее с обществом потребителей услуг железнодорожного транспорта и принять решение, которое убрало бы имеющийся на сегодня перекос. Речь идет о вопросах, связанных с недоиндексацией в связи с изменениями инфляции, избыточными на сегодня преференциями и т. д. Мы считаем, что нам нужно двигаться к более справедливому тарифу и более сложной формуле», – добавляет А. Шило.
Начальник ЦФТО настаивает на том, что новые сформулированные тарифные предложения отвечают принципам долгосрочного тарифообразования. В РЖД считают, что новая тарифная модель должна быть многофакторной, учитывать конъюнктурные колебания рынка для того, чтобы иметь возможность реализовать масштабные инфраструктурные проекты.
По словам А. Шило, более гибкая система тарифообразования должна подразумевать, что в случае ухудшения конъюнктуры тарифы будут снижаться. Реализация такой конструкции сегодня закладывается в программу развития РЖД.
Подробнее о предложении РЖД повысить тарифы читайте в нашем материале «Индексация тарифов: посильная задача для клиентов или нарушение баланса на рынке грузоперевозок?».
Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам. Дополнительная информация по ссылке.