ОАО «РЖД» еще до пандемии и обвала цен на нефть демонстрировало не лучшие результаты работы. По итогам 2019 года объемы погрузки также упали почти на 1%, точнее, на 0,9%. Причиной называлось снижение спроса на уголь и металлы на мировых рынках. Тем не менее в конце года госкомпания еще рассчитывала нагнать падающие показатели и завершить 2020-й с ростом в 2,9%. Но по итогам работы первых 2 месяцев года, которые охарактеризовались замедлением китайской экономики, нашего основного партнера, и падением спроса на нефть, отгрузка на сети дорог, наоборот, снизилась на 2,8%. И это даже не смотря на один лишний день в високосном феврале 2020 года, который добавил в показатели компании суточную погрузку в 3,4 млн т.
Причиной падения перевозок в ОАО «РЖД» называют снижение погрузки угля и падение товарооборота с КНР, охваченной эпидемией коронавируса. На внутренние перевозки существенное влияние оказала аномально теплая зима, которая снизила потребление угля для внутренних нужд.
Еще одним негативным фактом, влияющим на внутренние перевозки, может стать падение цен на нефть, которое приведет к потерям бюджета и, соответственно, сворачиванию (по крайней мере частичному) некоторых нацпроектов, особенно в сфере строительства инфраструктуры. О возможности изменения параметров федерального бюджета вчера заявил министр финансов Антон Силуанов, который рассказал, что бюджет января – февраля был исполнен с дефицитом в 272 млрд руб., или 1,7% ВВП. В 2020 году казна лишится почти 3 трлн руб нефтегазовых доходов.
По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, ситуация с коронавирусом является фактором, негативно влияющим на потребительский спрос и экономику в целом, что усугубляется ситуацией на валютном и фондовом рынках.
«Мы находимся в самом начале цикла негативного влияния на экономику России, когда факторов неопределенности слишком много, а период накопления данных недостаточен для определения причинно-следственных связей между погрузкой и ситуацией в грузообразующих отраслях. Поэтому ИПЕМ планирует скорректировать свой прогноз по годовой погрузке в II квартале текущего года», – резюмировал он.
С таким подходом согласен председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «В качестве первого подхода к оценке проблемы прогноз О. Белозерова, который заявил о падении погрузки по итогам года на 1%, вполне корректен. Говорить сегодня об итоговых значениях рано. Должна пройти первая волна неустойчивости рынков и колебания цен. Где-то в апреле можно прогнозировать уровень падения погрузки в целом и конкретно по номенклатурам грузов», – прокомментировал он.
Стоит признать, что ОАО «РЖД» предпринимает возможные усилия по смягчению негативных сценариев развития событий. В первую очередь речь идет о прошедшем 2 дня назад совещании под эгидой первого вице-премьера Андрея Белоусова совещания железнодорожников с угольщиками Кузбасса, которое завершилось соглашением о том, что стороны берут на себя ответственность по доставке не менее 53 млн т экспортного угля по Восточному полигону. Еще 3,55 млн т будет доставлено потребителям внутри страны. Попутно вице-премьер взял под контроль осуществление режима особого благоприятствования при реконструкции Восточного полигона.
П. Иванкин отмечает, что данное соглашение стоит оценить позитивно по причине того, что и железнодорожники, и угольщики документально засвидетельствовали взятые на себя обязательства по погрузке и вывозу продукции. Это не означает предъявления штрафных санкций, но свидетельствует о существовании проанализированных и выверенных планов и о воле к их выполнению.
Кроме этого, железнодорожники сохраняют тарифную скидку для угольных перевозок в адрес портов Северо-Запада и предоставляют с 17 марта до конца 2020 года скидку 12,8% на перевозку экспортного энергетического угля в порты Азово-Черноморского бассейна. Напомню, что размер скидки превышает прошлогоднюю (7,41%) и при этом ОАО «РЖД» не требует гарантий по объемам перевозок.
Впрочем, учитывая разгорающуюся пандемию коронавируса в Европе и вызванное ею замедление экономики, экономические пряники со стороны железнодорожников могут и не дать желаемого результата. О масштабах снижении экономической активности в Европе сегодня можно делать только приблизительные прогнозы.
Возвращаясь к железнодорожному транспорту, следует отметить, что по существующим прогнозам погрузка в марте может оказаться ниже аналогичного периода прошлого года до 7%.