До последнего времени РЖД рассчитывали тарифы по формуле «инфляция минус 0,1%». То есть рассчитывался средний арифметический индекс потребительских цен за 4 года: два предыдущих, текущий и последующий – минус 0,1%. В декабре 2024 года все изменилось: РЖД перешли с потребительской на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии. С учетом изменения методологических подходов к оценке ежегодных темпов изменения тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, основанных на учете промышленной инфляции, а также на учете фактических значений различных ценовых индексов, отражающих реальное изменение затрат владельца инфраструктуры на топливо, материалы и электроэнергию за 2 года, предшествующих очередному периоду тарифного регулирования, можно согласиться с заявлением ФАС РФ, об этом РЖД-Партнеру говорит Михаил Ширыборов, руководитель отдела департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ.
«По оценке ИПЕМ, промышленная инфляция в 2022–2024 гг. в среднем не превышает 8% год к году. При этом тарифы в отношении оказания услуг по использованию ж/д инфраструктуры при перевозках с 2025 года будут проиндексированы на 13,8%. Увеличившаяся разница между доходами и операционными расходами владельца ж/д инфраструктуры позволит нарастить объемы финансирования в развитие ж/д инфраструктуры», – продолжает он.
Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ считает гораздо более важным изменением замену формулы «инфляция минус» композитным индексом – показателем, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат. По его мнению, у этого нового способа формирования железнодорожных тарифов есть два основных риска. Во-первых, никто извне монополии не сможет проверить, на самом ли деле товары и услуги, чьи цены будут учитываться в композитном индексе, были поставлены или оказаны по минимально возможной цене. Во-вторых, создаются стимулы к росту расходов.
Пассажирский сегмент
На сегодняшний момент оплата услуг железнодорожной инфраструктуры составляет не менее 30% расходов перевозчиков пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании, продолжает М. Ширыборов.
«Соответственно, рост платы за пользование ж/д инфраструктурой в 10,2% приведет к увеличению стоимости билетов в поездах дальнего следования не менее, чем на 3%», – добавляет он.
Кроме того, отметим, тарифы на пассажирские перевозки проиндексированы на 11,6%. Но такой размер индексации только в регулируемом сегменте – проезд в плацкартных и общих вагонах. В нерегулируемом – купе, СВ и вагоны класса люкс – индексация тоже будет. На сколько? Федеральная пассажирская компания на запрос РЖД-Партнера пока не ответила. За последние несколько лет рост тарифов в регулируемом и нерегулируемом сегментах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании находился на сопоставимом уровне, разъясняет М. Ширыборов.
«В связи с этим для сохранения сбалансированного спроса у пассажиров на перевозки в различных типах вагонов (плацкарт, купе, СВ) стоит ожидать повышения тарифов на проезд в купейных вагонах и вагонах СВ на уровне 11–12%», – говорит М.ъ Ширыборов.
Участники рынка не исключают, что владелец железнодорожной инфраструктуры направит средства, полученные в связи с повышением тарифа, на покупку подвижного состава: локомотивов и пассажирских вагонов. Правда, в ноябре впервые объем пассажирских перевозок в поездах дальнего следования снизился на 2%.
«Снижение объемов перевозок пассажиров в дальнем следовании в ноябре 2024 года обусловлено отсутствием длинных выходных в период ноябрьских праздников текущего года и, соответственно, пониженным уровнем спроса на поездки среди пассажиров по сравнению с ноябрем 2023 года. В связи с этим в дальнейшем не стоит ожидать сохранения негативной динамики ноября по данному показателю. В декабре 2024 года стоит ожидать прироста объемов перевозок пассажиров в дальнем следовании на уровне 3–4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года», – заключает М. Ширыборов.