Постановление № 353 (срок действия документа – с 21 марта 2022 г. по 1 сентября 2023 г.) допускает проведение оценки соответствия в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
В РЖД предлагают скорректировать этот подход для продукции, применяемой на инфраструктуре и подвижном составе. «Наряду с беспрецедентными мерами поддержки производителей продукции, используемой на транспорте, у РЖД как основного потребителя возникает ряд очевидных рисков, связанных с возможным недобросовестным использованием мер поддержки. Реализация этих рисков может привести к снижению уровня надежности и безопасности перевозочного процесса», – рассказала замначальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская.
В холдинге считают целесообразным применение дифференцированного и очень выверенного подхода к послаблениям в части подтверждения соответствия железнодорожной продукции. Поэтому РЖД совместно с Росжелдором, Минтрансом предприняли меры по минимизации возможных рисков.
Так, разработан перечень продукции, исключаемый из-под действия постановления № 353. Он включает чуть более 100 наименований. Это, например, аппаратура телемеханики, бетонные стойки опор для контактной сети, комплекты светофильтров и линз светофора, корпус автосцепки и буксы, балки надрессорные и соединительные, бандажи и т. п. Сформированный список прошел все согласования в Минпромторге и направлен на регистрацию в Минюст.
По словам Л. Никольской, в перечень по предложению ТМХ и «Синары» не попала продукция локомотивного и моторвагонного направления как наиболее сложного с точки зрения импортозамещения. Машиностроительные холдинги договорились с РЖД, что такая продукция будет рассматриваться отдельным порядком.
Сокращая временные рамки
Безусловно, сформированный РЖД перечень не вбирает всю возможную продукцию, а значит, риски по недобросовестному применению мер поддержки и ввозу в страну компонентов сомнительного качества сохраняются, говорит представитель департамента технической политики. Поэтому компания предложила свою альтернативу, выступив за упрощенные правила оценки соответствия, которые будут действовать в определенный правительством период.
«По своей сути данные правила являются сокращенным вариантом сертификации, но при котором организатором по сертификации контролируется выполнение базовых требований безопасности продукции, – пояснила Л. Никольская. – Соблюдение такой процедуры в дальнейшем – это гарантия ввода продукции, отвечающей минимальным требованиям безопасности, гарантия добросовестности поставщиков и возможность дальнейшего контроля продукции после выпуска в обращение».
К минимальным обязательным требованиям безопасности, в частности, относится наличие комплекта конструкторской документации, документов о разработке и постановке на производство, сертификатов и протоколов испытаний. При этом в РЖД выступают за оптимизацию срока проведения процедуры оценки соответствия при сохранении уровня безопасности.
Приверженность к снижению временных затрат на проведение работ по подтверждению соответствия в рамках импортозамещения декларирует и государственный орган. Как отметил руководитель Регистра по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Александр Комиссаров, это становится возможным благодаря сокращению времени на рассмотрение представленной документации, подготовку договоров, организацию испытаний, экспертный анализ протоколов и техдокументации и т. д.
«В условиях прекращения поставок комплектующих, производимых на территории недружественных государств, и необходимости оперативного реагирования все меры позволяют снизить как временные рамки подтверждения соответствия подвижного состава и его комплектующих, так и финансовые затраты изготовителей при неизменности качества проведения подтверждения соответствия и обеспечения уровня безопасности продукции», – рассказал А. Комиссаров.
В качестве положительного примера нынешней практики он привел взаимодействие по разрешению проблемы с кассетным подшипником. На сегодняшний момент 5 заявителей находятся в работе на сертификации: 2 заявки на рассмотрении, по одной уже принято решение по выдаче сертификата и одна заявка, связанная с изменением конструкции, также отработана – действие сертификата продлено.
«Если оценивать временные факторы, а мы знаем, что это связано с стандартизованными методами проведения стендовых испытаний, в течение 6 месяцев был отработан и выдан сертификат соответствия на продукцию. Если проанализировать то, что в этой аналогичной продукции было ранее, срок проведения составлял от 8 до 10 месяцев. Значительное снижение позволяет нам делать выводы, что мы на правильном пути», – резюмировал А. Комиссаров.