Заинтересованность в соответствующем изменении значится в блоке «Приоритетные проекты федеральных законов для ОАО «РЖД» в 2025 году», следует из январского отчета РЖД председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко.
Из 120 в 240
РЖД устанавливают одним из приоритетных для себя проектов Федеральных законов в текущем году проект ФЗ «О внесении изменений в статью 99 Трудового Кодекса Российской Федерации» – в части увеличения максимально допустимой продолжительности сверхурочной работы для каждого работника в год со 120 до 240 часов и более.
О такой инициативе было известно еще в ноябре 2024 года.
В интервью корпоративному РЖД-ТВ курирующий соцблок замгендиректора РЖД Дмитрий Шаханов рассказывал, что некоторые граждане хотят дополнительно зарабатывать, больше работая сверхурочно, на фоне чего в РЖД видят целесообразным поднять указанную планку до 240 часов в год. Он уточнил, что вопрос в настоящее время находится «на пороге законодательной инициативы», а обычной для других стран практикой в случае с разрешенной сверхурочной работой является коридор от 240 до 560 часов. Д. Шаханов также подчеркнул, что речь в связи с предложенным удвоением норматива идет о возможности, а не обязательстве в сфере сверхурочной работы.
Что говорит буква закона
Сверхурочная работа согласно определению закона – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом определен перечень случаев, при которых привлечение к такой работе сотрудника допускается с его письменного согласия, а в каких случаях таковое не требуется.
Порог переработки в 120 часов для работника-пятидневщика без учета работы в дни государственных праздников, а также субботу и воскресенье – это порядка +30 минут рабочего времени ежедневно. Для работника, работающего 2/2 – порядка 40 минут. Тем не менее необходимо учесть, что сейчас согласно ст. 99 ТК РФ максимальная продолжительность сверхурочной работы не должна превышать 4-х часов в течение двух дней подряд (ч. 6 ст. 99 ТК РФ) за исключением случаев, предусмотренных ст. 252 ТК РФ (катастрофы и т. д.).
При этом сверхурочная работа – работа не «за спасибо», а оплачиваемая деятельность. С 1 сентября 2024 года действуют поправки в ст. 152 ТК РФ, согласно которым при расчете оплаты труда за сверхурочную работу работодатели должны помимо оклада учитывать все компенсации и стимулирующие выплаты работникам.
Что же касается переработки при ненормированном рабочем дне, действующим законодательством переработка при режиме ненормированного дня не считается сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата). За труд в этом режиме предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, а часы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются.
Как предлагают работать по-новому?
Новые изменения, направленные на повышение гибкости рынка труда в условиях дефицита кадров, предполагают установление лимита сверхурочной работы на уровне 4 часов в день и 240 часов в год; повышение оплаты сверхурочных часов работы; снятие запрета на отзыв из непрерывного отпуска работников вредных производств. По мнению экспертов, эти изменения будут актуальны для организаций, где учет рабочего времени строго регламентирован – в первую очередь производственных предприятий. Но это все касается непосредственно сверхурочной работы.
В новой редакции закона также предусматриваются новые условия найма и увольнения. Об этом – далее.
Будем работать больше?
Действующим законодательством дано исчерпывающее определение, в каких случаях и при каких условиях переработка может быть оправданной мерой, тем не менее нельзя забывать, в какой ситуации сейчас находится ж/д отрасль, а также то, что внесение изменений затрагивает Федеральный закон, а значит, влияет на всех россиян.
«Возможно, что заинтересованность в изменении ФЗ для ОАО «РЖД» связана с планами по компенсации нехватки персонала, который массово покидал компанию в последние месяцы. Предприятие, создав условия работы «на пределе сил» для «костяка» железной дороги, испытывает дефицит рабочих кадров. Тем временем работы меньше не становится – рассказал РЖД-Партнеру на правах анонимности специалист в сфере кадровой работы. – С вступлением в силу новой редакции 99 ТК РФ теоретически могут быть созданы условия и предпосылки для изменений уже определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, которые могут повлечь отказы в заключении соглашений работы на новых условиях. Иными словами, если условия трудового договора не могут быть сохранены по причине изменения организационных или технологических условий труда, допускается изменение условий трудового договора по инициативе работодателя. Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу. При отсутствии такой работы или отказе работника трудовой договор расторгается».
Работников – не только сотрудников РЖД, желающих сохранить льготы, например, особые условия по ипотеке от компании, данные изменения буквально могут поставить в безвыходное положение: работать сверхурочно, чтобы не потерять работу; отказываться от работы с риском изменения условий договора, работать на новых условиях работодателя (работодатель вправе предложить в качестве альтернативы нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), либо отказаться работать на этих условиях и не работать вовсе.
«Утверждение о том, что «некоторые граждане хотят дополнительно зарабатывать, больше работая сверхурочно» мне видится неверным. Обычно рядовой работник заинтересован в соблюдении баланса между рабочим и личным временем, и хочет отдавать себя той работе, трудясь на которой получает достойное вознаграждение без необходимости трудиться на несколько часов в день больше положенного, а также на которой у сотрудника остается время на себя, семью и отдых», – добавляет эксперт.
РЖД-Партнер направил запрос в ОАО «РЖД».