Погрузка – вниз
Результаты июльской погрузки многих поразили: она снизилась до 97,4 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Начало августа также не дает повода для оптимизма.
Интересно, что в официальных источниках о погрузке перевозчик перестал давать дополнительные комментарии к цифрам вот уже как несколько месяцев. В июле в своем телеграм-канале РЖД лишь сообщили, что сократилось отставание в погрузке нефтяных грузов и железной руды за счет роста объема отправок в июле на 0,6 и 2% соответственно.
Среди номенклатур, которые потянули погрузку вниз, – уголь (-8%). Это, можно сказать, следствие ограничений, введенных для угольщиков. Глубокий спад образовался и в погрузке стройматериалов – -17%, по цементу провал оценивается в 15%.
Аналогичный тренд у лесных грузов (их погрузка на РЖД снизилась на 5%), черных металлов и зерна (снижение погрузки на РЖД на 12 и 9% соответственно), а также сборных и палетированных грузов.
Подробный анализ погрузки за июль читайте в нашем обзоре.
Голос в Сети
Дополнительную краску ситуации с погрузкой и движением на сети дала аудиозапись, которая 6 августа распространилась в сети Интернет. В телеграм-каналах и на «Ютьюбе» накануне появилась запись, на которой неназванный человек говорит о том, что работа сети находится в четырех днях от полной остановки. Также обращающийся на записи говорит, что все установки нужно выполнять четко и в считанные часы, чтобы выйти в нормальное состояние. В пояснениях к записи утверждается, что обращающийся – первый заместитель главы РЖД Сергей Кобзев, а разговор он ведет с подчиненными, руководителями железных дорог. Здесь стоит отметить, что ранее в рамках внутреннего реформирования РЖД функционал начальников дорог по управлению движением был существенно сокращен.
Утверждать, что запись подлинная и сделана недавно, а также то, что говорит на ней именно С. Кобзев, редакция не может. РЖД-Партнер обратился за комментарием по теме в ОАО «РЖД»: в том числе мы спросили про появившуюся запись (попросили подтвердить или опровергнуть ее подлинность), а также предложили дать развернутый комментарий о причинах снижения погрузки в июле и о прогнозах на август.
В холдинге ответили, что ни о какой приостановке движения на сети РЖД речи не идет: «Планирование и организация перевозок осуществляются в штатном режиме». А об аудиозаписи дали такой ответ: «Советуем не доверять информации, якобы слитой в сеть, а основываться на официальных источниках».
Относительно показателей погрузки в РЖД заметили, что «компания ведет работу по обеспечению максимального вывоза всего предъявляемого объема грузов». На динамику погрузки, пояснили в пресс-службе холдинга, оказывают влияние как изменяющаяся конъюнктура товарных рынков, так и инфраструктурные ограничения.
Что тяготит грузоотправителей?
Тем временем участники рынка отмечают, что ситуация все-таки ухудшается: речь как о погрузке, так и о движении на сети. Среди дорог, где возникают наибольшие сложности, несколько спикеров назвали Куйбышевскую железную дорогу. Отметим, что по итогам июля эта дорога показала объем погрузки на 5,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года – погрузка составила 4,8 млн тонн. Интересно, что с начала года больший минус на этой железной дороге был отмечен только в январе (в июне погрузка была меньше на 2,9%, в мае – на 3,1%, в апреле – на 4,2%, в марте – на 5%, в феврале – на 4,4%, в январе – на 10,5%).
Грузооборот снизился на 15,2% (10,6 млрд тарифных тонно-км). Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 14,8% и составил 13 млрд тонно-км. За январь – июль 2024 года погрузка уменьшилась на 5,1%. Наибольший минус за этот период показали промышленное сырье и формовочные материалы (-10,4%) и нефтепродукты (-5,5%). На момент публикации дозвониться в пресс-службу Куйбышевской железной дороги для получения оперативного комментария не удалось.
Один из источников на рынке грузоотправителей, перевозящий грузы в основном в полувагонах, отметил, что в сравнении со всеми месяцами 2024 года в июле сложилась худшая ситуация.
«Наша компания ежемесячно делает несколько тысяч вагоноотправок. Из этого объема количество брошенных поездов достигло невероятных масштабов – в сравнении с зимним и весенним периодами оно выросло в 4 раза. Есть простой, который продолжается с мая. Такая ситуация в основном наблюдается на Куйбышевской и Приволжской железных дорогах. Две дороги, где мы в большинстве своем работаем, славятся тем, что не пропускают то количество груза, которое РЖД берет на себя. В связи с этим у нас ухудшился оборот вагона». В цифрах ухудшение, по словам собеседника издания, выглядит так: оптимальный оборот, которые наблюдался даже в пандемию, – 20 дней, а сейчас в среднем по компании оборот составляет 29 дней:
«В начале года у нас были показатели в 24–25 дней, в какой-то месяц было даже 23. Но сейчас оборот вырос до катастрофических цифр».
С принятием груза к перевозке есть проблема на Южно-Уральской и на Куйбышевской дорогах, уточнил собеседник. По его словам, в диалогах с РЖД решить проблемы не удается, хотя их там и признают.
Представитель одной из сибирских логистических компаний отметил также затруднение с контейнерами в Новосибирске: уточняется, что там накапливаются контейнеры, которые везут с Дальнего Востока, из-за ограничения подсыла фитинговых платформ с западной части страны.
По мнению источника, в отрасли погрузка падает во многом из-за ухудшения оборота вагона на сети, на что, в свою очередь, влияют кадровые проблемы.
«Парка более чем достаточно, но вопрос в том, что его движение ухудшилось почти в два раза. У нас в строительной отрасли показатели погрузки падают на 10–20% каждый месяц – по показателям год к году. Причин того, что вагон плохо едет, несколько, но основная – это оптимизация работы ж/д станций. Не хватает людей, которые принимают груз и подвижной состав на станциях. Также не хватает людей, которые обслуживают локомотивы: машинистов, помощников машинистов».
К слову, недавно председатель РОСПРОФЖЕЛа Сергей Черногаев письменно обратился к генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозерову с предложением увеличить зарплаты работникам. Сделано это в связи с многочисленными обращениями работников. В профсоюзе говорят, что на первом месте среди причин ухода персонала из компании сегодня зарплата. Но не только: негативно влияют переработки и недовольство графиками работы, плохие отношения с начальством на местах, отсутствие поддержки в первые месяцы работы.
Редакция продолжит следить за развитием событий и собирать мнения и оценки ситуации.