Кота ищут. По одной из версий, его на вокзале подобрала неизвестная женщина.
РЖД-Партнер заинтересовался юридической стороной вопроса. В том числе тем, почему шума вокруг кота больше, чем вокруг 5-летней девочки и ее отца, также недавно высаженных с поезда в мороз. Ответы на вопросы ищем вместе с адвокатом Маргаритой Моисеевой.
Если следовать букве закона...
Формально две ситуации выглядят схожими: кот не мог «предъявить» документы, а у пассажира не имелось паспорта.
– Маргарита, так это или нет? И почему о коте говорят больше?
– На мой взгляд, разница в текущей ситуации и инциденте со снятием с поезда отца и ребенка существенна и связана в первую очередь с обеспечением безопасности. Так, отец в силу закона несет ответственность за своего ребенка, и после выхода из поезда для последнего отсутствовала какая-либо угроза/опасность. Тогда как животное осталось одно на улице в незнакомой для него местности в мороз, что создает угрозу не только его здоровью, но и жизни. Домашние животные, как правило, не умеют сами добывать себе пищу и выживать на улице. По моему мнению, действия проводницы должны быть расценены как жестокое обращение с животными.
Нюанс об ответственности и милосердии работника РЖД
При этом, по словам М. Моисеевой, сотрудница поезда в данном случае вряд ли будет привлечена к какому-либо виду ответственности со стороны РЖД, поскольку в ее действиях отсутствует злой умысел. Добиться получения компенсации также достаточно проблематично в связи с тем, что самим пассажиром были нарушены правила перевозки домашнего животного, а в соответствии с законодательством РФ защиту своего нарушенного права лицо получает только в случае, если само действовало добросовестно. Пассажир вроде бы сам не принял должные и достаточные меры к тому, чтобы не допустить побег животного из переноски/купе.
«Конечно же, владелец животного имеет право обратиться в суд с иском к РЖД как к организатору перевозок с требованием о компенсации имущественного и морального вреда. Суд оценит действия лица, сопровождавшего животное, с точки зрения достаточности его действий для обеспечения безопасной перевозки, а также действия сотрудников РЖД на предмет качества и полноты оказания услуг по перевозке пассажиров», – добавила адвокат.
Как видим, есть правила. А есть исключения из них. Вопрос в том, насколько допустимы такие исключения в работе персонала поездов дальнего следования – с точки зрения политики клиентоориентированности РЖД. И насколько для компании важно, как следование букве нормативов и ведомственных правил отражается на ее имидже среди населения.