Автоперевозки: рост спроса и повышение ставок
Популярность сборных грузов объясняется их экономической эффективностью. Такой формат перевозок позволяет грузоотправителям минимизировать затраты, так как нет необходимости формировать крупные партии. Михаил Коптев, коммерческий директор транспортной компании «Скиф-Карго», поясняет, что сборные отправки дают возможность импортерам заказывать небольшие объемы — от 10 до 500 кг на одно грузовое место. Это снижает риски замораживания капитала и накопления складских запасов. «Тенденция по рынку такова, что заказы мельчают. Объемы падают, но при этом количество заказов растет. Среди причин — снижаются доходы населения, в торговых центрах падает трафик, растут только маркетплейсы», — комментирует Михаил Коптев.Основными товарами, перевозимыми в составе сборных грузов, являются косметика, парфюмерия, бытовая химия, одежда, обувь, детские товары, книги и канцелярия. Помимо этого, некоторые грузоотправители рискуют отправлять в составе сборников электронику, бытовую технику и гаджеты.
Высокий спрос на данный вид перевозок привел к росту цен: в ноябре 2024 года автоперевозчики повысили ставки на 15%. Однако это не привело к снижению спроса. Кроме того, увеличилась стоимость FTL-перевозок (с полной загрузкой фуры), а также доставки товаров от нескольких импортеров в одном автомобиле. «Скорее всего, во второй половине 2025 года ставки вновь повысят. На фоне восстановления спроса и уменьшения числа перевозчиков», — прогнозирует Михаил Коптев.
Железнодорожные перевозки: динамика и перспективы
В 2024 году по железнодорожной сети было перевезено почти 5,8 млн груженых контейнеров, что на 8,5% больше показателей 2023 года. В том числе перевозка «остальных и сборных грузов» выросла на 8,6%, достигнув 206,7 тыс. TEU.
Однако в январе 2025 года зафиксировано снижение погрузки сборных грузов. По информации ОЖД, объем сократился на 11,9%, составив 10,9 тыс. тонн. Дальневосточная железная дорога также сообщила о падении данного показателя на 13,7%, до 7,1 тыс. TEU.
Сборные грузы относятся к третьему тарифному классу, который обеспечивает наибольшую доходность для владельца железнодорожной инфраструктуры. В ходе заседания правления по итогам 2024 года генеральный директор РЖД Олег Белозёров отметил планы компании по увеличению объемов перевозок в этом сегменте.
«В грузовых перевозках ситуация во многом будет определяться структурой и корреспонденциями грузопотоков. Прогнозируем, что абсолютные значения погрузки снизятся при росте объемов перевозок грузов второго и третьего тарифных классов», — заявил Белозёров. Основной акцент в 2025 году будет сделан на перевозки в восточном направлении, но ключевая цель РЖД — повышение рентабельности грузоперевозок.
Ранее генеральный директор Почты России Михаил Волков и Олег Белозёров подписали дорожную карту по развитию контейнерных перевозок почтовых отправлений и сборных грузов. В рамках проекта будет использоваться технология «грузовой конструктор», которая предусматривает отцепку и прицепку фитинговых платформ с контейнерами на станциях крупных городов. Поезда с почтовыми и коммерческими грузами курсируют по специально разработанному расписанию.