Многие респонденты повысили здесь свою оценку, так как уменьшился спрос даже на рынке крытых вагонов и они предоставлялись по довольно приемлемым ставкам. Однако другому виду подвижного состава – лесным платформам – не повезло, спрос на него, напротив, повысился, что обусловлено высоким сезоном в сфере лесозаготовки (мороз и сухо). «Ставки по лесным платформам на споте таковы: если осенью мы работали на уровне 1100 руб./сут., то сейчас это уже 1250 руб./сут., то есть рост на уровне 10–13%», – поделился представитель лесной промышленности.
Впрочем, под конец года операторы исчерпали свои резервы – и на ряде маршрутов ставки перестали снижаться. «Если в III квартале было -3% по сравнению с II кварталом в целом, то сейчас нам больше не идут навстречу», – заметил один из респондентов. «В IV квартале планка ставки колебалась пропорционально рынку: где было насыщение вагонами – ниже, где образовывался локальный дефицит – чуть выше. Но в целом операторы явно стремились следовать вверх, ожидая на горизонте индексацию ОАО «РЖД», – добавил другой. (И, кстати, в январе 2021 г. это подтвердилось: на востребованных направлениях – рост в диапазоне 1,5–3,7% к IV кварталу 2020 г.)
Правда, пока отправители не слишком опасаются существенного подъема ставок, ведь в таком случае будет простаивать больше вагонов. Но все понимают: операторам больше падать некуда. Тогда многие игроки просто не выживут. «Если сейчас операторы стараются что-то отжать, то потом им придется просто демпинговать. Крупные игроки постараются вытолкнуть с рынка мелких. С середины марта будет видно, насколько оправдается такой прогноз. Он не очень радует», – подытожил один из респондентов.
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер.