Погода против РЖД
Сильные морозы и снежные заносы на стороне грузоотправителей и грузополучателей привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных, так снижение погрузки в первом квартале 2024 года объяснили в пресс-службе РЖД. Заявлено, строительных грузов все меньше, потому что уголь замерзает в портах, в том числе, Северо-Западного бассейна. Грузоотправители щебня из карьеров Карелии с такой логикой согласны: они всю зиму вели неравный бой с остатками угля в подвижном составе, в который должны погрузить щебень. И бой этот проиграли. В апреле на Северо-Западе погода, кажется, перешла в положительные значения, а погрузка – все еще в отрицательной динамике. Удивительно, но если верить грузоотправителям, то они готовы наращивать погрузку, но железнодорожники выступают против такого желания. Пресс-служба РЖД такое мнение грузоотправителей не поддерживает, здесь передают, что компания готова оперативно реагировать на вызовы и готова отвечать на запросы всех грузовладельцев. Среди причин снижения погрузки в I квартале 2024 года называют дефицит локомотивного парка, он случился из-за отвлечения локомотивного парка для проведения технического обслуживания.
«РЖД координируют работу с сервисными компаниями, в случае необходимости в оперативном режиме проводится передислокация локомотивов с других участков сети», – сообщила пресс-служба компании.
Грузоотправители жалуются на сложности работы с ДМЗИ, на снижение погрузки из-за увеличения числа логконтролей, которые в апреле 2024 года вновь увеличиваются. А в мае на новый режим работы переводят ДМЗИ. Да и наличный парк не соответствует запросам грузоотправителей, с их слов, растет число подачи под загрузку бракованных вагонов, более того, зафиксированы случаи отзыва уже загруженного вагона оператором. Грузоотправители рассказывают, что ситуация, когда один оператор не готов отправлять вагоны, не редка: «один оператор едет только в один адрес, а другой – только в другой», говорит грузовладелец на совещании с РЖД. Скандал на совещании набирал градус.
Сроки доставки
Главная претензия: железнодорожный перевозчик не гарантирует сроки доставки грузов. А они – необходимы. Выяснилось, что большая часть получателей строительных грузов, того же щебня, работают по госконтрактам, и для них срыв сроков поставки – это основание для разрыва всего контракта на проведение, например, дорожных работ или строительства инфраструктуры. Если будет допущена просрочка по доставке строительного груза, то на грузополучателей накладываются штрафные санкции в размере 30% от госзаказа. А это значит, грузополучатель лишается права на выполнение контракта.
«Есть решение Верховного суда. Согласно ему железнодорожный перевозчик не принимает претензии по неисполнению сроков доставки и не возмещает просрочку по срывам доставки грузов. То есть железнодорожный перевозчик оставляет грузоотправителя и грузополучателя один на один с проблемой по организации сроков доставки», – говорит представитель одного из карьеров Карелии.
Прогноз погрузки на II квартал 2024 года неутешительный: груз уже переходит на автотранспорт.
«Почему уходим на автотранспорт? Потому что железнодорожники Владимирской области уже не справляются с обработкой вагонов и выводом порожних вагонов из-под выгрузки», – обреченно заявляет грузоотправитель из Карелии.
Чтобы нарастить погрузку на железнодорожной сети владельцы карьеров в Карелии ведут переговоры со станциями, в том числе и «с малодействующими». Согласованы графики по отправке, графики по объемам, но пока «малоутешительные прогнозы».
«Мы – грузоотправители – пока живем и работаем в условиях штрафных санкций от операторов за простой вагонов под выгрузкой. С этими штрафами мы сами справиться не можем, а железнодорожный перевозчик нам не помогает не только избежать штрафных санкций, но даже не готов нарастить скорость обработки вагонов под выгрузкой», – говорит участник рынка.
Представитель РЖД пообещал вмешаться в ситуацию на местах. Грузоотправитель не пообещал нарастить погрузку.
Полную версию материала читайте в вышедшем № 7 журнала РЖД-Партнер.
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны».
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы». Будьте в курсе событий транспортного рынка!
https://spec.rzd-partner.ru/podpiska_2024