По поводу сложившейся ситуации из пресс-службы СвЖД РЖД-Партнер получил разъяснение о ситуации, сложившейся с обеспечением грузоотправителей порожним подвижным составом. Приводим текст ответа полностью:
Неконтролируемое поступление порожних вагонов
«Осуществление грузоперевозок железнодорожным транспортом регламентируется федеральным законодательством.
В настоящее время размер парка вагонов российских собственников достиг критических параметров. На фоне его неконтролируемого поступления на инфраструктуру пропускные способности железных дорог на востребованных направлениях оказались практически исчерпанными.
Компания «РЖД» принимает все зависящие от нее меры по выходу из сложившейся ситуации, включая ускорение продвижения вагонопотоков и обеспечение планомерного подвода грузовых поездов на станции назначения. Согласование запросов на перевозку порожних вагонов и прием вагонов к перевозке осуществляются ОАО «РЖД» при наличии технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (ППЖТ) осуществляет выгрузку строительных грузов на станциях Войновка, Утяшево, Туринский. В 2024 году завоз продукции выполнялся грузовладельцем в собственных вагонах и еще в вагонах 27 прочих собственников. Объемы у ППЖТ в 2024 году сохранились на уровне предыдущего года», – сообщается в ответе СвЖд.
Логистические цепочки для строительной отрасли
«Для предприятий строительной отрасли разработаны логистические цепочки с использованием вагонов собственников, для которых после выгрузки есть груз и которые могут быть использованы для попутной загрузки при следовании на восточное направление. Их уже используют основные грузоотправители щебеночной продукции. Проводится планомерная работа по отправке невостребованного порожнего подвижного состава в отстой на путях общего и необщего пользования, услугой воспользовались более 20 операторских компаний.
Понимая важность завоза инертно-строительных материалов, СвЖД направила в адрес ППЖТ обращение для рассмотрения возможности внедрения аналогичного механизма завоза щебеночной продукции со станций СвЖД. Грузовладельцы подтверждают готовность отгрузки по предложенной схеме», – разъясняется в ответе СвЖД.
Почему тормозится вывоз щебня
Остается только добавить, что в ООО «ППЖТ» оценивают сложившуюся в Тюменском регионе ситуацию иначе. И в СвЖД предпочли не сообщать о положении с вывозом стройматериалов в Пермском крае.
При этом в СвЖД уточнили, что в настоящий момент прием порожних вагонов к перевозке регулируется:
● статьями 11, 12 Федерального закона от 10 января 2023 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав);
● приказом Минтранса России от 07 июля 2015 года № 214 утвержден Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов;
● Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. № 374;
● Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащими порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденными приказом Минтранса России № 256 от 27 июля 2020 г.
Как видим, стороны по поводу ситуации с перевозками щебня остались на своих позициях. Между тем напомним, что погрузка строительных грузов на СвЖД в 2024 году сократилась до 27 млн т (-17,2% к 2023 году).