Устаревшая процедура (в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 26.08.2011 г. № 1873р) предусматривала наличие в комиссии по осмотру локомотива представителей разных подразделений ОАО «РЖД», а за сбор этой комиссии отвечал инициатор (владелец локомотива). Работа комиссии оплачивалась инициаторами, стоимость осмотра составляла более 50 тыс. руб. по отдельным железным дорогам. С учетом занятости участников комиссии время их сбора порой составляло более месяца. Ассоциация выступала за упрощение процедуры, предлагая варианты взаимодействия по системе одного окна.
22 сентября 2022 года вышло новое распоряжение ОАО «РЖД» № 2439р, которое существенно изменило подход к передислокации локомотивов. Комиссия по осмотру локомотивов в соответствии с новым порядком будет состоять из уполномоченного представителя грузоотправителя, уполномоченного представителя ремонтного предприятия, проводившего ТО-5, и проводников локомотивов с обязательным составлением акта формы ТУ-25.
Это решение было положительно воспринято бизнесом. Новый порядок сокращает затраты как бизнеса, так и РЖД на проведение осмотров локомотивов перед передислокацией. Это особенно актуально в современных условиях падения показателей погрузки.
Другой пример – очень важная для ППЖТ процедура допуска локомотивов на пути общего пользования. Позиция ассоциации заключается в том, что процедуру допуска, основанную на фактическом осмотре каждого локомотива, выезжающего с путей необщего пользования, представителем инфраструктуры, следует отменить как избыточную. Сегодня мы уже имеем несколько видов контроля за соблюдением требований при ремонте локомотивов: это и сертификация процессов ремонта, и присвоение условных номеров клеймения. Платный характер процедуры создает риск недопуска локомотивов по финансовой причине. По сути, речь идет о плате за пропуск на пути общего пользования.
В связи с вступлением в силу в августе 2022 года новой редакции Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РФ произошли изменения в требованиях к допуску локомотивов с путей необщего пользования на пути общего пользования (п. 135 раздела IX ПТЭ).
К сожалению, от осмотра локомотивов представителями РЖД уйти не удалось, но процедура была упрощена, стала более понятной. Теперь стоит задача совместно с РЖД менять поддерживающие документы, связанные с допуском (распоряжение № 1852р).
Ассоциация считает крайне важным сформировать консолидированную позицию владельцев путей необщего пользования, которые взаимодействуют с РЖД в части выезда подвижного состава на инфраструктуру. Необходимо оптимизировать процесс допуска, не снижая при этом уровень безопасности движения.
Одна из серьезнейших нерешенных проблем для владельцев железнодорожных путей необщего пользования – сверхнормативный простой вагонов. Мы проанализировали данные, предоставленные предприятиями – членами ассоциации в 2022 году. Проблемы, связанные с неприемкой вагонов, были зафиксированы в разных регионах РФ по 124 станциям примыкания РЖД, на которых осуществляется работа этих предприятий. К сожалению, положение только усугубляется. Поскольку одна и та же проблема существует в разных регионах России, точечные решения не принесут результата.
В этой связи ассоциация считает необходимым вернуться к обсуждению изменений в ст. 100 Устава железнодорожного транспорта РФ (№ 18-ФЗ от 10.01.2003 г.). Мы подготовили соответствующие предложения в инициативном порядке, их цель – установление равных условий для участников перевозочного процесса.
На сегодняшний день в статье не учитываются интересы ППЖТ, которые лишены права требовать законную неустойку за занятость железнодорожных путей необщего пользования ППЖТ по вине перевозчика. Ассоциация уже провела серию совещаний с Минтрансом по внесению изменений в эту статью. Инициатива была поддержана комитетом по железнодорожному транспорту Союза транспортников России.
Подробнее читайте в журнале «РЖД-Партнер».