После вступления в силу надбавки подорожает ряд товаров, перевозимых по железным дорогам, поскольку расходы на них отправители включат в стоимость своей продукции. К такому выводу пришло большинство участников опроса, который провел в телеграм-канале РЖД-Партнер. Так считают 56% от всех респондентов. Значительная часть опрошенных считают, что подорожание коснется прежде всего продовольствия и промтоваров, перевозимых в контейнерах.
При этом крайне мало кто (9% от всех респондентов) разделяет точку зрения перевозчика о том, что повышение тарифа на порожний подвижной состав снизит встречные пробеги порожних вагонов на РЖД и повысит маневренность сети. «Ведь для снижения заторов на сети следует принять комплексные меры по повышению качества управления движением, нацеленные на улучшение оборота вагона на сети», – прокомментировал тему представитель грузоотправителя продовольствия.
«К сожалению, перевозчик стремится опираться на административные меры. Сначала он усилил логконтроли на сети. Но это не очень помогло снизить напряженность на сети из-за брошенных поездов. И тарифные меры регулирования теперь мало что изменят. Ведь они просто отражают потребности изменившейся логистики», – высказал свое мнение другой участник рынка.
Это начало цепочки роста цен
За перевозчиком могут последовать и операторы. Часть респондентов (14%) полагают, что повышение тарифа на 10% на порожний пробег подвижного состава сломает схемы операторов и усложнит логистику.
По идее, на фоне снижения погрузки на РЖД в прежние годы операторы снижали ставки аренды вагонов. Однако столь существенное повышение тарифа может подтолкнуть операторов, наоборот, повысить ставки.
Правда, представитель перевозчика осенью утверждал, что тариф на порожний пробег напрямую не влияет на ставки операторов. И в холдинге по указанной причине не ожидают повышения цен на предоставление подвижного состава. Тем не менее январь 2025 года покажет, как будут разворачиваться события на самом деле.
Эксперты напомнили, что ранее, как правило, в РФ принимали сбалансированные решения по поводу повышения тарифа перевозчика на порожние перевозки. В частности, в 2020 году компания предложила дополнительно увеличить тариф на порожний пробег вагонов на 15,8% и одновременно ввести скидку с тарифа на груженый пробег на 0,1%. В 2022 году, наоборот, для ряда вагонов скидку с порожнего пробега перенесли на груженый. Это коснулось улучшенных моделей, выпускаемых ОВК, УВЗ и «Алтайвагоном».
Теперь же индексация коснулась как грузоперевозок, так и отправок порожних вагонов. И подобная ситуация может стать дополнительным фактором риска снижения погрузки в 2025 году. Кстати, с таким выводом согласились также 13% респондентов.
Какие вагоны разгоняют тариф
Напомним, что недавно среди участников рынка развернулась дискуссия по поводу предложения ОАО «РЖД» повысить тариф на порожний пробег вагонов. Как обычно, окончательное решение было оформлено первоначально распоряжением правительства РФ, а затем – приказом ФАС РФ. Правда, на этот раз проект приказа ФАС РФ появился раньше, а потом был оформлен «вдогонку» во исполнение правительственного распоряжения.
«Сам по себе указанный вопрос затрагивает условия для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования, а также вопрос обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами», – отметил эксперт, знакомый с работой антимонопольного ведомства.
Действительно, решение заслуживает осмысления. Напомним, что с 1 декабря 2024 года, как сообщалось, грузовые тарифы в РЖД уже были проиндексированы на 13,8% (с учетом условий работы в 2025 году). И это – выше уровня инфляции.
«Тарифы на порожний пробег ряда родов вагонов повышаются с 1 января 2025 г. на 10% (это плюсом к только что прошедшему, с 1 декабря 2024 года, общему повышению всех тарифов на 13,8%, то есть общее повышение для указанных РПС тарифа на порожний пробег по совокупности декабрьской и январской индексации составит 1,138*1,10=1,2518, или +25,18% )», – подсчитал Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
Остается добавить, что согласно уточнениям ФАС РФ дополнительный коэффициент в размере 1,1 к тарифам, определяемым по пунктам 2.16 и 2.17 раздела 2 части I Прейскуранта № 10-01, распространяется на универсальный парк (крытые вагоны, полувагоны, платформы, в том числе платформы для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники длиной менее 19,6 м), специализированные платформы для лесоматериалов длиной менее 19,6 м (независимо от назначения перевозок), любых специализированных вагонов длиной менее 19,6 м после перевозки контейнеров, платформ длиной 19,6 м и более для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники, а также иных платформ после перевозки контейнерных отправок.