«Актуальной потребности в увеличении коридора до 25% в настоящее время нет, – твердо убежден генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. – И говорить об этом преждевременно. По факту грузовладельцы могут получить повышение тарифов по направлениям, грузам и видам сообщений».
В то же время А. Голомолзин не преминул напомнить о необходимости наличия выбора. И заодно добавил, что в грубом виде ничего не заработает.
«Вместе с тем для грузоотправителей, у которых доля транспортной составляющей в стоимости продукции невысока (в первую очередь, экспортной), такие решения позволят определить реальный «потолок» цены на перевозку, обеспечивающий баланс интересов РЖД и производителей продукции», – отмечает исполнительный директор НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Алексей Дружинин.
Многие представители отрасли считают, что рост тарифа в рамках коридора частично можно было бы обосновать повышением качества услуги, но перевозчик, по объективным причинам, дать стопроцентную гарантию может не всегда. Иногда случается и так, что сама перевозка уже осуществлена, а грузоотправитель, напротив, продолжает доказывать свое право на сниженный тариф. В этом смысле следует напомнить, что в текущем году ФАС России уже понизила нижнюю границу тарифного коридора до 25%.
Еще один эксперт из крупной операторской компании, на условиях анонимности, заявил, что для ОАО «РЖД» ключевым фактором в деле сохранения существующего уровня максимальной тарифной надбавки, которая устроит и грузоотправителя, и перевозчика, является снижение собственных эксплуатационных расходов.
Передача регулятору полномочий по принятию столь значимых решений, как возможность повышать тарифы и определять границы тарифного коридора, могла бы стать разумной альтернативой, считает П. Иванкин.
«При этом однозначно необходим четкий регламентированный порядок применения повышенных тарифов, – добавляет А. Дружинин. – Например, нужно четко определить заблаговременность применения повышенных ставок, т.к. бюджеты компаний-отправителей и отпускные цены на продукцию планируются исходя из среднесетевого уровня тарифов».
По его словам, подход к подобным мерам должен быть крайне осторожным. Особенно с учетом высокой степени конкуренции железнодорожных перевозок с другими видами транспорта.