«Вероятно, полноценный запуск Тихоокеанской железной дороги состоится после того, как будет выполнен контракт между компанией, реализующей проект угольного терминала, и китайской верфью, которая должна поставить три буксира современного ледового класса Аrc4 поставщику угля. Строительство Тихоокеанской железной дороги изначально было нацелено на повышение конкурентоспособности сибирско-дальневосточной транспортной системы. С помощью проекта планируется повысить привлекательность перевозок между Азией и Европой в контексте разворота России на Восток, а также осуществить частичную разгрузку Восточного полигона», – отметил А. Тузов.
Построить железную дорогу удалось в рекордные сроки: подготовительные работы начались в 2021 году, к концу следующего года было уложено 80 километров, осенью 2023 года завершенность проекта составляла 50%, а в августе 2024 года из запланированных 531 километра строители смогли уложить уже более 450 километров железной дороги.
«С точки зрения институциональной экономики, реализация проекта в рекордные сроки уже является значительным достижением, позволяющим говорить о высоком уровне управленческих компетенций и оперативности в реализации масштабных инфраструктурных проектов. В то же время для выхода на заявленные показатели работы необходимо продолжать совершенствование организационных механизмов, нормирование грузовых потоков и интеграцию с другими транспортными коридорами», – отметил заместитель директора ВНИИ «Экология» – единого научного центра Минприроды России, статс-секретарь Национального комитета Десятилетия ООН восстановления экосистем Вадим Петров, – «Тихоокеанская железная дорога, благодаря использованию инновационных систем энергосбережения, снижению выбросов и грамотной интеграции с зелеными энергетическими решениями в ряде узловых точек, становится не только транспортной артерией, но и важным элементом устойчивого развития регионов. Это означает, что дальнейшее развитие линии будет способствовать формированию нового логистического коридора, где экологические приоритеты сочетаются с экономической эффективностью».
Возить грузы планируется в инновационных вагонах повышенной грузоподъемности. Их отличие заключается в наличии усиленных тележек с повышенной осевой нагрузкой, что поможет увеличить грузооборот: если обычный вагон способен перевезти около 70 тонн, то инновационные полувагоны – на 7 тонн больше. Как пишет издание, изначально в планах было запустить 1200 обычных полувагонов подвижного состава, но владелец решил закупить 7 тысяч инновационных.
Не забыли и про новые локомотивы. Для Тихоокеанской железной дороги и всего восточного транспортного полигона заказано 35 уникальных локомотивов 3ТЭ28. Трехсекционные тепловозы способны взять на себя 80 вагонов с углем. Не обделены в удобстве и локомотивные бригады: есть спальные места, душевая кабина, микроволновка, холодильник, биотуалет.
Напомним, что первый состав с углем в тестовом режиме проехал еще в ноябре 2024 года. Это был ТЭМ 14, состоящий из 20 полувагонов с углем и двух пассажирских вагонов сопровождения. Он успешно преодолел 531 км (от станции Эльга до порта на мысе Манорский).
Говоря об экономической эффективности, эксперты предрекают Тихоокеанской железной дороге большое и светлое будущее.
«Строительство Тихоокеанской железной дороги, реализованное за рекордные четыре года в сложных природно-климатических условиях, с использованием только российского оборудования, открывает большие экономические перспективы для нашей страны. Например, модернизацию логистических процессов экспорта и импорта на Дальнем Востоке: новая дорога поможет уменьшить загруженность портов региона и железнодорожных путей, ведущих к ним. Кроме того, Тихоокеанская железная дорога позволит сократить протяженность маршрута доставки угля с Эльгинского месторождения, что обеспечит гарантированные поставки угля для глобальных рынков, так как строительство проекта учитывает растущий спрос в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В связи с чем пропускная способность магистрали к 2026 году будет увеличена до 30 млн тонн угля, к 2027 году – до 50 млн тонн», – подчеркнул А. Тузов.
«Экономический эффект от работы Тихоокеанской железной дороги может быть весьма значительным, поскольку он будет способствовать снижению логистических издержек, развитию региональной интеграции и привлечению инвестиций в инфраструктуру. Таким образом, вклад этого проекта в экономику России можно оценить как стратегически важный, поскольку он не только расширяет транспортные возможности, но и стимулирует развитие смежных отраслей промышленности, торговли и сельского хозяйства, а также создает новые рабочие места и открывает путь к инновационным технологическим решениям в сфере транспорта и энергетики. В целом, комплексное сочетание научного подхода, экономической эффективности и экологической ответственности позволяет говорить о том, что Тихоокеанская железная дорога становится одним из важных элементов долгосрочной стратегии развития страны. Реализуемые меры по оптимизации работы линии, а также прогнозируемое дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечат необходимый импульс для повышения конкурентоспособности российского транспортного комплекса как на внутреннем, так и на международном рынках», – выразил свое мнение В. Петров.