+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.07.2024 13:48:29
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Трамваи уходят в беспилот: стартовал эксперимент для тестирования

Уже в сентябре беспилотные трамваи начнут перевозить пассажиров по Москве, об этом сообщает Дептранс Москвы. В Петербурге (это второй город, в котором будет введен экспериментальный режим) сроков не называют. Экспериментальный правовой режим (ЭПР) длительностью три года для беспилотных трамваев в Москве и Санкт-Петербурге установил премьер Михаил Мишустин своим постановлением накануне. Сейчас действует несколько трехлетних «автомобильных» ЭПР, в том числе для проезда беспилотных грузовиков по трассе М-11.
Трамваи уходят в беспилот: стартовал эксперимент для тестирования
Искусственный интеллект вместо пилота

Петербург первым в России внедрил отечественные технологии искусственного интеллекта (ИИ) в сферу общественного электротранспорта. Со слов директора петербургского ГУП «Горэлектротранс» Дениса Минкина, с 2022 года.

«Полученный опыт позволяет переходить на новый этап испытаний в более сложных дорожных условиях, который будет проводиться в рамках ЭПР», – добавил он.

Систему активной помощи водителю, в которой есть элементы автопилота, установили на несколько серийных моделей трамваев: 71-923М «Богатырь М», 71-931М «Витязь М» и 71-932 «Невский» еще в 2022 году. Москва в схему общественного транспорта внедрила беспилотные трамваи в конце мая 2024 года. Поездка состоялась без пассажиров, но с человеком в кабине и с включенным искусственным интеллектом. В первую поездку ИИ трамвая во время движения по московским улицам собирал с помощью камер и лидаров данные для обучения нейронной сети и попутно исправлял до 90% ошибочных действий человека, разъяснили в пресс-службе Дептранса. Дальше – больше, ИИ в будущем будет не только повышать навыки распознавания встречающихся объектов – автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, но и получит возможность останавливаться, если кто-то вышел на рельсы. В Дептрансе Москвы подчеркивают, беспилотная технология московского трамвая уникальна, ее создали «московские специалисты метро без привлечения сторонних компаний».

«На третьем финальном этапе, до конца 2025 года, планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами», – сказал на запуске беспилотного трамвая Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.

К 2027 году по плану более 80% трамвайного подвижного состава столицы оборудуют автоматизированной системой управления. В Петербурге не намерены отставать от Москвы, здесь заявили о планах по созданию полностью беспилотного трамвая уже к 2026 году. Летом 2023 года на форуме SmartTRANSPORT соответствующее соглашение подписали Петербургский Горэлектротранс, российский разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot и компания «ПК Транспортные системы». Более того, со слов Дениса Минкина, директора петербургского «Горэлектротранса», такой срок – не фантастический.

«Мы сделаем беспилотный трамвай. Потому что занимаются этим делом энтузиасты. Это научный интерес в первую очередь», – добавил он.

Трамвай с треугольником

Специальный треугольный знак «Автономное управление» показывает, что трамваем управляет ИИ. Софт, заявлено, автоматически выключается при внештатных ситуациях и передает управление водителю. Каждый трамвай застрахуют на 10 млн руб. в случае ущерба при ДТП. Производство беспилотного трамвая на порядок легче, чем производство беспилотного автомобиля, утверждают ученые.

«Автомобилю, в отличие от трамвая, для распознавания и прогнозирования дорожной сцены своего технического зрения недостаточно, нужны формализованные данные от инфраструктуры и от других автомобилей. Это делает проект беспилотного автомобильного движения инженерно на порядок сложнее. Задержка с проектом трамвая объясняется его не коммерческой, социальной сущностью, необходимо было тщательно взвесить все риски. Скажу сразу, как по беспилотному автодвижению, так и по беспилотному трамваю главная тревога – кибербезопасность. Все остальное решаемо», – разъяснил заведующий кафедрой «Организация и безопасность дорожного движения» МАДИ Султан Жанказиев.

Однако участники рынка скептически относятся к эксперименту. С их слов, беспилотный транспорт необходим, но он востребован на изолированных от транспорта и пешеходов трассах, сказал член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.

«В московском транспорте логично было бы начинать именно с метро, непонятно, почему решено начать с трамваев», – резюмировал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions