По предварительным данным, строительство магистрали начнется в 2022 году, в настоящий момент ведутся работы по проектированию. Стоимость высокоскоростной магистрали оценивается в 1,7 трлн руб.
«Я отношусь скептически к этому проекту, потому что надо соотнести затраты и эффект от реализации. Если речь идет о сокращении времени в пути на один час, то он не стоит тех сумм, которые планируется потратить. Московское направление – самое загруженное в Санкт-Петербурге, здесь постоянно следуют «Сапсаны». Это вызывает сложности с расписанием электричек, которые решаются строительством дополнительного главного пути. Требуется четвертый путь, чтобы обеспечить устойчивую связь с Колпино и Тосно, для этого где-то полосы отвода достаточно, где-то нужно расширить. Высокоскоростная магистраль – это история не городская, а федеральная, в части развития пригородно-городских электричек она косвенно поможет, но это не такой ценой нужно делать, достаточно увеличить количество путей», – считает директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев.
Также, по мнению эксперта, начинать строительство высокоскоростных магистралей по линии Москва – Санкт-Петербург было неверным решением. Более перспективным выглядит проект восточного направления.
«Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург – эта линия даст больше эффекта, она соберет дюжину регионов, к ней бы подключились десятки крупных городов, будет перспектива ее продления за Урал. Это стало бы новой осью развития. Повторять и так существующую и неплохо функционирующую по российским меркам связь СПб – Москва я считаю нецелесообразным», – заключил П. Атаев.
Что касается выбранной под строительство вокзала площадки, то обнародованное решение вызвало критику со стороны петербуржцев, градозащитников, экспертов в области транспорта. Наибольшее опасение вызывает снос исторических зданий, а также увеличение нагрузки на улично-дорожную сеть.
«Я понимаю идею, что поезда приходят в центр города, и это дает определенные преимущества проекту ВСМ, этими плюсами на сегодняшний день уже обладает «Сапсан». Как горожанину, мне, безусловно, не хотелось бы, чтобы исторические здания сносились. Третий аспект, который касается именно транспортной составляющей: площадь Восстания уже сегодня едва ли не самое напряженное и сложное место в городе. Нагружать его дополнительно центром притяжения – значит делать еще более загруженным. Вновь встает вопрос целесообразности организации ВСМ. То есть мы сокращаем время в пути на час, ожидаем, что приедет много пассажиров, но улично-дорожная сеть в районе станет еще более загруженной, и эти люди будут стоять в пробках. В итоге экономия времени значительно сократится. И так как это центр города, УДС особо развивать здесь не получится. Был проект строительства Лиговского тоннеля под площадью Восстания, но это существенные средства, не знаю, готов ли город их вкладывать», – считает П. Атаев.
Кроме того, эксперт добавил, что вне зависимости от места расположения вокзал ВСМ должен обязательно включать транспортно-пересадочный узел со станцией петербургского метро.