Доля перевозки этих товаров железнодорожным транспортом внутри России занимает первое место – 68% товаров транспортируется таким способом, а таможенную границу железнодорожным транспортом пересекают всего 5% товаров от общего объема.
Информационное взаимодействие между Федеральной таможенной службой России (ФТС) и ОАО «РЖД» через электронные сервисы в целях предоставления экспортерам документов и отметок таможенных органов, которые будут необходимы в случае истребования их Федеральной налоговой службой России (ФНС) для проверки обоснованности применения налоговой ставки 0%, осуществляется с 2015 года. После принятия таможней решения о выпуске товаров формировался электронный документ-контейнер, содержащий сведения о номере экспортной декларации, принятом решении таможенного органа и железнодорожной накладной. Получение такого документа-контейнера перевозчиком с визуализацией в автоматизированной системе «Электронная Транспортная Накладная» (ЭТРАН, автоматизирует весь процесс сбыта основных и сопутствующих услуг, а также расчетов с клиентами при осуществлении перевозок грузов. В системе оформляются все перевозки грузов ОАО «Российские железные дороги») в виде отметки в графе 28 железнодорожной накладной (СМГС) являлось основанием для совершения ОАО «РЖД» операций, связанных с подачей железной дорогой вагонов, приемом грузов к перевозке и дальнейшим перемещением товаров.
«Так было до середины ноября 2024 года, когда по некоторым товарам, в основном декларируемым в ЦЭТ, эта информация стала программно отделяться в особый статус, назовем его «условно открытый контур ДТ». Личные кабинеты участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), администрируемые ФТС России и ОАО «РЖД» (ЭТРАН) взаимодействуют с информационной системой таможенных органов, но решение таможни о выпуске товаров по декларациям, отнесенным к условно открытому контуру ДТ, в личный кабинет участника ВЭД и в ЭТРАН не поступают», – объяснил заместитель начальника службы – начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦЭТ Владимир Железняков.
Для восстановления информационного взаимодействия с ОАО «РЖД» требуется доработка программных средств как таможенных органов, так и самих РЖД, и находится сейчас в стадии обсуждения. В свою очередь, ЦЭТ в целях исключения задержек в отгрузке энергоресурсов, экспортируемых железнодорожным транспортом, и опасений экспортеров в части возникновения проблем с подтверждением налоговой ставки 0%, до доработки программных средств фактически вернулась к ручному управлению: информированию таможенных постов отгрузки товаров о принятии решений о выпуске товаров по декларациям «условно открытого контура ДТ» (номер таможенной декларации, краткое описание товара, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количество товара, дата и принятое решение по товару).
«Это минимально необходимый набор сведений, достаточный для принятия решения о проставлении таможенными органами отгрузки товаров отметок на оригиналах СМГС. Учитывая круглосуточный режим работы Энергетического таможенного поста (центр электронного декларирования), информация на таможенные посты отгрузки направляется каждые 3 часа или по мере накопления. Реализуемое ЦЭТ на данном этапе оперативное взаимодействие с постами фактической отгрузки экспортных товаров в полной мере решает потребности экспортеров энергоносителей для последующего взаимодействия с РЖД и ФНС России», – прокомментировал В. Железняков.