В настоящее время европейские грузовые поезда продолжают использовать ручные автосцепки, что делает процесс сцепки и отцепки вагонов трудоемким и небезопасным. Работники вынуждены находиться между вагонами, что сопряжено с рисками, а сама операция занимает значительное время.
Кроме того, отсутствие цифровой связи между вагонами ограничивает возможности по мониторингу состояния поездов, отслеживанию грузов и оптимизации логистики. Это снижает общую привлекательность железнодорожного транспорта по сравнению с более технологически развитыми конкурентами.
Цифровая автосцепка предназначена для автоматизации сцепки/отцепки вагонов с одновременным обеспечением передачи электроэнергии, пневматического давления и данных. Когда два вагона сближаются, DAC позволяет им автоматически соединиться, а затем установить между ними полный цифровой обмен. Это открывает путь к новым возможностям цифровизации, включая телематику, диагностику в реальном времени, управление составами и взаимодействие с другими видами транспорта.
DAC призвана стать общеевропейским решением, так как почти половина всех грузовых поездов пересекает границы ЕС. Это требует полной совместимости вагонов с любым локомотивом в Европе, а значит, технология должна быть унифицирована и координироваться на наднациональном уровне.
Политическая поддержка: ключ к успеху
Германия, Австрия и Швейцария уже выразили поддержку внедрению DAC, осознавая его значение для развития устойчивой логистики. Также положительные отклики поступают от Бельгии, Нидерландов и Норвегии. Однако для успеха необходима согласованная поддержка на уровне всего ЕС. Поскольку проект носит общеевропейский характер, требуется как политическая воля государств-членов, так и четкое управление со стороны ЕС.
Для полноценной интеграции DAC в европейскую сеть необходимо адаптировать технические стандарты и обновить Технические спецификации для обеспечения функциональной совместимости (TSI). DAC включена в приоритетный список изменений, запланированных на 2027 год. UNIFE принимает участие в этом процессе через комитеты CEN-CENELEC и будет способствовать согласованию нормативной базы на всех уровнях.
Преимущества DAC: конкурентоспособность и эффективность
DAC значительно повысит производительность железнодорожных перевозок, по оценкам – до 15%. Это станет возможным благодаря автоматической подготовке поездов, телематике, мониторингу состояния, использованию более длинных и тяжелых составов, а также внедрению подвижных блоков (ETCS Level 3), что увеличит пропускную способность сети.
Эти изменения позволят железной дороге стать более устойчивым и энергоэффективным видом транспорта, соответствующим целям Европейского Зеленого курса и стратегии по устойчивой мобильности.
Однако эксперты говорят и о проблемах внедрения DAC:
1. Технологические вызовы. Несмотря на сложность, они решаются в рамках проектов EU-Rail (ERJU), финансируемых Европейской комиссией и железнодорожной индустрией.
2. Серьезным вопросом является необходимость повторной сертификации вагонов и локомотивов, переоборудованных под DAC. Ведется работа с Европейским железнодорожным агентством и профильными рабочими группами для упрощения процедур авторизации.
3. Необходимость пилотных испытаний. Внедрение DAC начнется с пилотных поездов (до 100 составов), которые пройдут испытания в условиях реальной эксплуатации. Это позволит выявить и устранить последние технологические недостатки перед масштабным разворачиванием.
Интеграция DAC с другими цифровыми системами – от автоматизированного управления поездами до умных логистических платформ откроет новый уровень координации между видами транспорта. DAC станет катализатором развития мультимодальной логистики, обеспечивая бесперебойные поставки, точный прогноз и эффективную синхронизацию с водным и автотранспортом.
Цифровые системы активно внедряют и на железной дороге в России. Как именно это делается, какой эффект приносит – эти и другие вопросы, связанные с развитием цифровых сервисов, будут обсуждаться на конференции «Цифровизация на транспорте», которая состоится 25 апреля в г. Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Участие возможно как очно, так и онлайн.
В рамках конференции состоятся две дискуссии. Первая посвящена внедрению цифровых технологий на железнодорожном транспорте и тем сервисам, которые сегодня предлагает и развивает перевозчик. Вторая – развитию клиентских сервисов операторов, а также цифровой интеграции при организации мультимодальных перевозок.
К проведению мероприятия приглашены ведущие отраслевые эксперты.
По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru.