Срок окончания ремонтных работ назвал в минувшую пятницу президент Владимир Путин, он дал железнодорожникам на восстановление обрушившегося на перегоне Куэнга – Укурей моста пять дней. Причем одну нитку должны были восстановить уже через 2,5 дня. С этим требованием железнодорожники справились. На окончательное восстановление движения по Транссибу прибудет Олег Белозеров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД», об этом РЖД-Партнеру рассказали в департаменте корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги. Сейчас на месте восстановительными работами руководит замгендиректора РЖД Геннадий Верховых.
Авария не рядовая и вполне сопоставима по своим масштабам с крупнейшими транспортными катастрофами мирового уровня типа затора в Суэцком канале, рассказывает независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н. Мария Никитина. «Убеждена, что железнодорожники делают все возможное и невозможное, чтобы возобновить движение. Возможно, они стараются показать результат чуть раньше, с тем чтобы снять административное давление и контроль, которые в таких ситуациях действительно плохой помощник», – говорит она.
Мост восстановили, конечно, ударными темпами, констатирует Денис Семенкин, зампред Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. «Но вопрос – как долго продержится эта конструкция? Есть ощущение, что все это было сделано только для того, чтобы выполнить поручение президента. Поэтому не исключено, что после восстановления железнодорожного движения по Транссибу и объявления о полном запуске грузо- и пассажирского потока будет объявлен перерыв. И мост закроют на ремонт. То есть основной ремонт, а значит, основные проблемы из-за перекрытия движения – в будущем», – говорит он.
Мост, который сломал Транссиб
Мост, у которого стихия смыла среднюю опору, построен в начале прошлого века, в 1908 году. Реконструкция его была произведена в 1934-м. По словам специалистов департамента корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги, мост не нуждался в ремонте, то есть он был в рабочем состоянии. И более того, он даже не нуждался в защите от воды. РЖД-Партнеру рассказали, что река Ареда, потоки которой и смыли среднюю опору моста, была мелкой и даже пересыхающей.
«Эта ситуация показывает нашу фундаментальную транспортную уязвимость. Казалось бы, просто наводнение (без жертв и глобальных разрушений), а риски колоссальные. Риски, связанные с безальтернативностью Транссиба. В качестве выводов я бы обратила внимание именно на это аспект и подумала бы, как это можно решить системно», – говорит М. Никитина.
Подчеркнем, длина моста, который почти на неделю парализовал работу Транссиба, – чуть меньше 34 м. Сейчас по нему – только в одну сторону – идут поезда со скоростью 25 км/ч. До аварии их скорость на данном участке была в три раза больше, 70–75 км/ч.
«Думаю, что из-за непрерывности производственных процессов /логистики, а также в силу ограниченной инфраструктуры (вместимость дороги ограниченна для простоя, в отличие от моря) проблема будет нарастать экспоненциально и сроки ее окончательного разрешения могут затянуться на месяцы. Производственные предприятия непрерывного цикла, конечно, находятся в напряжении, так как это вопрос не просто срыва контактов, но и безопасности самих заводов в части снабжения сырьем и гиперзатаривания складов», – резюмирует М. Никитина.