Среди подписавшихся под ним фигурируют такие операторские компании, как «Нефтетранссервис», «Модум-Транс», НТК, ТГК, НПК, АО «СКС», ООО «ТТ» и «Уголь-Транс». Обращает внимание тот факт, что не все указанные компании входят в СОЖТ, а также то, что часть игроков задействована в той самой сетевой схеме по вывозу контейнеров с импортом с Дальнего Востока, которую перевозчик еще недавно ставил в пример другим операторам в части готовности к работе консолидированным парком.
Причина проблемы – в выбранных методах борьбы перевозчика с «лишними» вагонами на сети. РЖД-Партнер уже писал, что это одна из важных составляющих вопроса эффективности использования ж/д инфраструктуры.
В письме операторов эта тема получила продолжение.
«Постоянно анонсируемое перевозчиком развитие инфраструктуры не подтверждается реальными размерами движения. Только при реализации провозной способности восточного полигона дополнительно должно быть задействовано до 50 тыс. вагонов», – полагают авторы письма.
В письме И. Левитину операторы обратили внимание на то, что с середины октября на сети не выполняются объемы погрузки. Например, с ЗСЖД в западном направлении не выполняется 35–40% заявок. Грузы есть, но операторы не могут в полном объеме вывезти заявленные объемы (включая контейнеры с импортом с Дальнего Востока), поскольку для них перевозчиком поставлены технологические барьеры по перемещениям порожнего парка при подаче его под погрузку.
Обращает внимание, что адресатом письма операторов является именно И. Левитин – связанный с вопросами развития транспортной системы в рамках международных транспортных коридоров. Источник, знакомый с рынком, уточнил, что это тревожный сигнал. С одной стороны, он указывает на высокую точку кипения участников рынка, а с другой – на то, что перевозчик их не слышит, а в Минтрансе РФ отнеслись лояльно к тем поправкам в законодательство, которые были инициированы холдингом в рамках борьбы с «лишним» парком.
Между тем утверждение их на нормативном уровне, говорится в письме, может привести к росту ставок на предоставление вагонов и затариванию и без того загруженных портов контейнерами. При этом ожидается снижение поступлений в бюджеты регионов, которое оценивается сотнями миллиардов рублей, указывается в послании помощнику главы государства.
На данный момент, подчеркивается в нем, отдельные ограничения не подкреплены нормативными документами. Перевозчик идет в разрез с некоторыми законодательными положениями, найдя лакуны в процедурах регулировки управления движением – в связи с нюансами в работе операторов.
При этом объемы брошенных поездов на ЗапСибе на фоне объявленных принятых мер перевозчиком (на этом направлении они названы едва ли не эталонными решениями – то есть теми, которые должны тиражироваться на сети) не сократились, а даже наоборот – имеют склонность к увеличению на фоне изменений логистики и вмешательства в систему перемещений порожних вагонов, разбалансировки работы парков в целом и нарушений принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре. Более того, ряд предприятий оказались на грани остановки.
Опросы в телеграм-канале РЖД-Партнера показали, что тему снижения погрузки на железнодорожной сети респонденты поставили по важности на первое место среди транспортных вопросов.
Таким образом, операторы фактически просят обязать перевозчика вернуться к соблюдению утвержденных на нормативном уровне технологий и принципов организации перевозочного процесса при работе с порожним подвижным составом (особенно полувагонами).
Следует отметить, что пока дополнительные комментарии к письму его авторы не дают. В СОЖТ не связаны с его появлением.