Уровень контейнеризации грузов в стране, по оценке ОАО «РЖД», составляет 5,5%. «Это история на вырост и означает, что по-прежнему будут наши клиенты искать способы, каким образом в универсальной таре перевозить свои грузы», – сказал замглавы РЖД Алексей Шило. Востребованность таких перевозок диктует изменение логистических связей, увеличение дальности отправок, развитие мультимодальных маршрутов, в том числе на новые рынки, добавил он.
По словам А. Шило, на сети железных дорог действует 1,3 тыс. расписаний для движения контейнерных поездов. За последние 2 года количество наименований товаров, которые перевозятся в контейнерах, удвоилось, достигнув 4 тыс.
«Мы считаем, что очень дружелюбный тариф со стороны инфраструктуры для перевозки грузов в контейнерах. Несмотря на то, что у нас проводится определенная индексация, она все равно меньше потребительской инфляции, и мы считаем, что наш тариф по-прежнему стимулирует перевозки грузов в контейнерах и, например, переток металлов с универсального подвижного состава в контейнеры подтверждает, что коллегам это интересно», – заявил замглавы РЖД.
Вместе с тем он призвал задействовать технологические решения для максимального использования инфраструктуры, особенно на лимитирующих направлениях, в том числе которые могут повлиять на снижение встречных порожних пробегов контейнеров и платформ.
«Мы считаем, что меньшим [чем сегодня] количеством ниток в графике можно перевозить больше грузов. Для этого нужно заниматься нам всем вместе заполнением этих поездов. Мы еще не вышли на стабильный в 92% уровень загрузки контейнерного поезда. Сегодня такой процент по разным направлениям разный. На Дальний Восток составляет всего порядка 75% – есть куда расти», – сказал А. Шило.
Достигать высокого объема загрузки можно за счет правильного подбора подвижного состава, например, 60- или 80-футовых платформ, добавил он.
Вне зоны доступа
В то же время и от перевозчика во многом зависит, какая будет складываться динамика отправок контейнеров. Несмотря на вложения в развитие инфраструктуры РЖД, особого эффекта по созданию условий для увеличения контейнерных перевозок пока что не наблюдается, считает президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виталий Евдокименко.
По его словам, технический план погрузки на июнь предусматривает передачу на одном из барьерных мест Восточного полигона Мариинск – Междуреченск 824 контейнерных поездов. Тогда как в мае предусматривалось 930.
Большой проблемой является доступ к инфраструктуре общего пользования, продолжает В. Евдокименко. На сегодня этот вопрос не урегулирован. «Появились новые инструменты, которые ограничивают доступ к инфраструктуре. Поэтому на сегодняшний день требуется решение этого одного из самых основных вопросов. Он [порядок. – Прим. ред.] должен быть обоснованный, прозрачный, понятный для всех участников рынка контейнерных перевозок», – подчеркнул президент «ТрансКонтейнера».
Конъюнктура контейнерного рынка в целом складывается благоприятно, уточнил вице-президент FESCO по линейно-логистическому дивизиону Герман Маслов. Хотя с марта по май наблюдалось некоторое охлаждение темпов роста, здесь сыграл свою роль сезонный фактор.
«Июль-август и далее будет увеличение перевозок. И здесь очень важно, чтобы в этом моменте нас не подловили ограничения по инфраструктуре, еще более ужесточающие. Мы считаем, что те условия, которые сложились сейчас, более-менее удовлетворяют большую часть участников рынка, и надеемся, что у нас не станет меньше провозных способностей, чем сейчас. Крайне важно сохранить ту положительную динамику, которая сложилась в последние полгода», – резюмировал Г. Маслов.