+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2025 09:40:25
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Ужесточение контроля за капремонтом вагонов – безопасность или имитация?

4 января 2025 года ОАО «РЖД» выпустило телеграмму 29/ЦДИ, адресованную вагоноремонтным предприятиям, службам вагонного хозяйства и другим связанным структурам.
Ужесточение контроля за капремонтом вагонов – безопасность или имитация?
Суть заключается в усилении контроля за выполнением капитального ремонта полувагонов при допуске их на инфраструктуру ж/д транспорта. В частности, запрещается заменять предусмотренные конструкцией заклепочные соединения на сварные или болтовые. Другим пунктом устанавливается, что все крышки люков должны быть сняты, осмотрены и заменены на новые либо восстановленные до чертежных размеров. Еще одним пунктом запрещается оставлять без грунтовки металлические части кузова и рамы в местах прилегания снятых для замены деталей. Вагоноремонтные предприятия обязаны соблюдать новые технические требования.

Умеренные технические требования?

В телеграмме обозначено, что эти требования призваны нивелировать нестабильную ситуацию с обеспечением безопасности движения поездов в части низкого качества ремонта, а также нарушения процедуры допуска грузовых вагонов на инфраструктуру.

Предписания становятся барьером для ритмичной работы парка операторов. Например, ввиду того, что восстановление люков невозможно, а новые люки на ремонтных предприятиях отсутствуют. Без устранения этой неисправности выход вагона на сеть невозможен, а значит, требуется привлечение стороннего парка, что грозит дополнительными финансовыми затратами. Не говоря уже о том, что по этой причине рискуют сорваться договоры с грузоотправителями.

Действительно ли отсутствие грунтовки угроза безопасности – также вопрос открытый.

Однако пренебречь требованиями невозможно – осмотрщики РЖД должны тщательно проверять соответствие всем предписаниям и фиксировать на фото и видео капитально отремонтированные вагоны перед допуском их на сеть. Вагонное депо каждый день должно контролировать проводимую работу, а при выявлении нарушений качества ремонта уполномочено «принимать незамедлительные меры по отцепке таких вагонов в повторный ремонт с претензией по качеству».

Политика ограничений или благие намерения

Если ужесточения будут действовать год, на сеть не выйдут тысячи вагонов, а убытки предприятий составят сотни миллиардов рублей. Посчитать в абсолютных цифрах не решился ни один из опрошенных РЖД-Партнером экспертов.

Но в действительности описанные в документе меры – забота о безопасности или очередной заградительный документ, не позволяющий вагонам поступать на сеть, как дополнительная мера борьбы с излишним парком? Существует мнение, что по причине несоответствия люков чертежным размерам нарушений безопасности зафиксировано не было, но – и это неоспоримо – технически мера направлена на повышение безопасности.
«Если на кузове не поставили латку, или она не той толщины, ничего критичного в части выполнения ремонта нет, вагоны из-за этого не сходят – с точки зрения обеспечения безопасности движения ничего не изменялось. Телеграммой фактически говорят: «Давайте делать ремонт как положено». Но я думаю, что на многих вагоноремонтных предприятиях даже нет оборудования и приспособлений для выполнения некоторых работ. Все прекрасно понимают, что сейчас капремонт вагона будет тяжело выполнить еще и потому, что это дорого: люк полувагона заменить можно, но один люк стоит 40 тыс. руб., а их необходимо 14 штук на один вагон. Весь капитальный ремонт обойдется, пожалуй, в 1 млн руб. А если обвязка искривлена? Груз не сыплется – и не сыплется, а по требованию надо менять обвязку, либо править. А если править нечем – только один вариант. И вот ремонт уже стоит не 1 млн руб., а 1,5 млн руб.», – объясняет председатель А ОЖдПС Андрей Соболев.

И даже при готовности операторов потратить такие средства риск отказа в выпуске со стороны РЖД все равно крайне высок. В среднем в месяц единовременно ремонтировалось 3,5 тыс. полувагонов, а по новым правилам едва ли не весь этот объем должен будет уйти в отстой.

Еще один источник на рынке также подчеркнул, что требования, содержащиеся в телеграмме, действительно не новые и взяты из ранее написанных ремонтных документов. Но и отрицать, что проблемы с выходом полувагонов на сеть после капремонта существуют, не стал.

«Ужесточение требований к ремонту подвижного состава уже привело к простою более 1000 вагонов у представителей бизнеса. Несмотря на то, что ежемесячно из вагоноремонтных боксов выпускается около 3500 вагонов, ремонтные депо получают одобрение не с первого раза, отремонтированные единицы не сразу допускаются на железнодорожные магистрали. Скопление вагонов на путях депо, в свою очередь, не только тормозит работу вагоноремонтных предприятий, но и негативно отражается на объемах погрузки, а также вынуждает грузоотправителей отдавать предпочтение другим видам транспорта для доставки своей продукции», – прокомментировал Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.

Выводы каждый волен делать самостоятельно. Реальная мотивация известна только самому монополисту, тем более что РЖД в ответ на официальный запрос РЖД-Партнера написали: «Внутренние документы не комментируем».

Сами операторы от беседы с РЖД-Партнером отказались, сославшись на риски дальнейших санкций в своем отношении.

Напомним, что вопросы, связанные с производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 20 февраля 2025 года в г. Москве. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие.

В его рамках пройдет дискуссия, посвященная анализу производства грузовых вагонов и возможностей производителей в текущих условиях (и с учетом сложной эксплуатационной обстановки на сети РЖД), и сессия, посвященная ремонту подвижного состава.

Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

завтра cегодня
только туда
завтра cегодня
только туда
завтра cегодня
1 пассажир
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

Взрослые
1
Дети до 12 лет
0
Малыши до 2 лет
0
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
242526272812345678910111213141516171819202122232425262728293031123456
Взрослые
1
Дети до 13 лет
Максимум 6 человек
0