+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.04.2025 15:33:52
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В 2025 году грузовой базы всем зерновозам не хватит

Учитывая рекордный выпуск хопперов-зерновозов в предыдущем периоде, купленные по высокой цене или взятые в лизинг вагоны будут трудноокупаемы. Об этом стало известно на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов», который организовал РЖД-Партнер.
На примере маршрута Курская область – Новороссийск (эксп.) аналитик АО «Центр ценовых индексов» Роман Шагалов рассказал о динамике стоимости транспортировки пшеницы железнодорожным транспортом (тариф РЖД + предоставление хоппера-зерновоза). Так, в III квартале 2024 года показатель составлял 3880 руб./т, в IV – 4240 руб./т. В I кв. 2025 года цена снизилась до 3500 руб./т, а в апреле 2025 года упала еще ниже – до 2800 руб./т.
«Напомню, что в стоимость железнодорожной транспортировки входит еще оплата тарифа РЖД, которая в декабре выросла более чем на 13%. Таким образом, видно, как сильно обвалилась вагонная составляющая – на 50–60%. Аналогично ведут себя ставки аренды на хопперы-зерновозы на долгосрочный период – они также достаточно быстро снижаются», – пояснил Р. Шагалов.

Наблюдается также серьезная проблема с грузовой базой – погрузка зерна на сети РЖД упала более чем на треть к показателям 2024 года. Это связано со значительным сокращением квоты на экспорт зерновых грузов в 2025 году к 2024-му, что вызвано низкой урожайностью. Падение оказалось значительнее, чем ожидали аналитики и аграрии.

Ожидания от сельскохозяйственного сезона 2025–2026 гг. тоже не самые радужные – экспортная квота останется на невысоком уровне, поэтому вагоны-зерновозы будут испытывать нехватку грузовой базы. Тем более что в 2023–2024 годах выпуск вагонов-зерновозов среди российских вагоностроительных компаний был рекордным – технику покупали за 6–7 млн рублей без НДС, а многие приобретали в лизинг.

«С учетом текущих ставок доходности мы приходим к пониманию, что в 2025 году эти вагоны окупаться не будут и придется либо пользоваться заработанной ранее прибылью, либо надеяться на отскок цен», – добавил эксперт.

Тем временем цены на российскую пшеницу растут ($250 за тонну на базисе FOB Новороссийск) и прирастают в том числе к 2024 году (средняя стоимость пшеницы в 2024 году составляла около $225 за тонну).

«Из-за того, что дешевеет логистика, нетбэки для аграриев растут, и этому не мешает даже высокий курс доллара, потому что для экспортеров пшеницы снижаются экспортные пошлины. Таким образом, аграрии зарабатывают и могут платить за вагоны-зерновозы. Но предложение в этом случае превышает спрос – слишком мал объем продукции, которую можно перевозить как внутри страны, так и на экспорт, поэтому динамика ставок негативная», – резюмировал Р. Шагалов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions