При этом заместитель министра транспорта Алексей Шило, по сути, вступил в полемику с угольщиками, поддержав идеи ОАО «РЖД» по поводу повышения тарифа на порожний пробег вагонов.
Это следует из записи его выступления на совещании у министра транспорта РФ Романа Старовойта.
Операторы не должны возить «воздух»
В целом позицию А. Шило можно представить так: во-первых, действующие правила для формирования тарифа на порожний побег исторически построены для другой технологии работы парка вагонов – когда он находился под управлением холдинга. А когда весь парк – у частных операторов, то низкий тариф позволяет отправлять порожние вагоны на дальние расстояния. Это одна из причин, почему сегодня железнодорожная сеть работает плохо – есть встречные потоки порожних вагонов, операторы много перевозят «воздуха», отметил А. Шило.
Во-вторых, рынок предоставления подвижного состава – профицитный и высококонкурентный. Угольщики могут сами поработать над тем, чтобы снизить свои издержки. А на аренду вагонов приходится четверть от их транспортных затрат.
В-третьих, утверждение, что рост тарифа на порожний пробег всегда отражается в ставке оператора, не подтверждается рынком: в 2019 году, например, тариф подняли на 6%, а ставка снизилась на 35%. Таким образом, прямой корреляции нет, считает А. Шило.
По его словам, в частности, нефтяники работают по долгосрочным контрактам с фиксированной стоимостью. И это хороший пример для угольщиков.
В-четвертых, повышение тарифа поможет избавиться от неэффективных грузоперевозок, когда уголь для энергетиков везут за тысячи километров вместо того, чтобы отправить его с ближайших месторождений.
Операторский рынок – это «базар»
На этом же совещании была озвучена также позиция ОАО «РЖД». Она заключается в том, что снижать тариф для угольщиков – это прямые убытки для холдинга. Тогда надо их компенсировать при индексации тарифа перевозчика на 2025 год.
Предложено проиндексировать тариф сразу с начала 2025 года на 10% и в течение полугода пересмотреть прейскурант 10-01 в сторону повышения по ряду позиций – с уточнением тех из них, которые были не донастроены.
Альтернативой может служить повышение ставки на порожний пробег вагона – скажем, на 40%. И тогда можно дальше не поднимать тариф на груженый рейс.
Это можно сделать, если рассматривать перевозку порожних вагонов как груз на своих осях.
В ОАО «РЖД» предложили также заставить операторов поделиться своей прибылью. По расчетам перевозчика, если обязать перевозить уголь по ставкам для инвентарного парка, то тариф стоил бы 782 руб./т. Но сейчас в сфере услуг по предоставлению вагонов – рынок или «базар».
По сути, в ОАО «РЖД» выступили против конкурентного сегмента на РЖД. По словам источника, знакомого с ситуацией, перевозчик скрыто продвигает идею возврата к практике работы консолидированным парком, но пока опасается поднимать данную тему публично.
Угольщики пожаловались властям
Напомним, что на совещании в Минтрансе РФ обсуждались предложения, поступившие в Минэнерго РФ. Они изложены в письме губернатора Кемеровской области Ильи Середюка, главы Республики Хакасия Валентина Коновалова и губернатора Новосибирской области Андрея Травникова на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина.
В нем утверждалось, что предложение об индексации железнодорожных тарифов на 2025 год на величину от 17,2 до 22,7% резко негативным образом повлияет на перевозки угля. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 год уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период.
При этом основной упор сделан на тариф перевозчика, который в 2022 году отменил понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких наблюдавшихся цен на уголь на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб., указано в письме (имеется в распоряжении редакции).
Столь существенное повышение тарифа было призвано обеспечить финансирование инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы отгрузок всех грузов на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Это стало одной из причин острого кризиса угольной отрасли в указанных регионах, где угольные компании получили в I полугодии 2024 года убыток в размере 13 млрд руб. по сравнению с 184 млрд руб. прибыли за аналогичный период 2023-го. Отгрузки угля на экспорт из регионов за 7 месяцев 2024 года уже упали на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Региональная добыча угля по итогам текущего года снизится на 12%. В результате только в Кемеровской области – Кузбассе на ряде предприятий, где суммарно занято больше 30 тыс. работников, возникла вероятность их полной приостановки.
«С учетом вышеизложенного просим отменить введенные временно в 2022 году дискриминационные ограничения на применение угольными компаниями специальных понижающих коэффициентов при определении платы на железнодорожную перевозку угля (0,4 – на дальность для каменного угля и 0,895 – для энергетического угля), а также обеспечить исполнение пункта 1 действующего распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 № 2991-р и фиксацию в 2025 году ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен) минус 0,1 процентного пункта», – содержатся предложения в письме на имя М. Мишустина.
Напомним, что вопросы, связанные с этой тематикой, будут обсуждаться на XXII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 12 декабря 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5).
В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам повышения качества оказываемых на сети РЖД услуг и эффективности эксплуатационной работы, а также 4 тематические дискуссии: о цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, мультимодальных перевозках и тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.