+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.02.2024 16:24:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В РЖД сообщили о рекордных грузоперевозках между Россией и Китаем за 2023 год: готовы ли к наплыву погранпереходы

В РЖД сообщили о рекордных грузоперевозках между Россией и Китаем за 2023 год: готовы ли к наплыву погранпереходы
В 2023 году объем перевозок грузов в сообщении с КНР составил 161 млн тонн. Это на 36% больше, чем в 2022 году. Да и вообще рекорд, сообщил на итоговом заседании правления РЖД гендиректор холдинга Олег Белозеров. В свою очередь, эксперты по международной логистике подтверждают, что пользование именно ж/д перевозками – тренд сегодняшнего дня. Но справляются ли с рекордами и активностью грузоотправителей инфраструктура и, в частности, погранпереходы?

Перевозки в цифрах

По планам, заявляют в холдинге, 2023 год должен был дать прирост в перевозках Россия – КНР 10%. Как отметил глава РЖД, одним из факторов роста объемов перевозок стала работа железнодорожных погранпереходов.

«В частности, «перешел в стадию активной эксплуатации» новый переход Нижнеленинское – Тунцзян. По нему перевезено уже свыше 3 млн т», – цитируют Белозерова в РБК.

Согласно информации РЖД, перевозки грузов в КНР через ж/д погранпереходы Дальнего Востока выросли на 22,8% (с января по ноябрь в экспортно-импортном сообщении отправили 13,2 млн тонн). Наибольший объём (7,5 млн тонн, +1,2%) проследовал через погранпереход Гродеково (РФ) – Суйфэньхэ (КНР): рост показали уголь, руда, хлебные грузы.

По железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян экспортные перевозки составили почти 2,9 млн тонн: 2,2 млн тонн угля и 623 тыс. тонн руды. Напомним, что первый грузовой состав через мост был отправлен 16 ноября 2022 года.

Перевозки через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия выросли на треть в 2023 году. В обоих направлениях по железной дороге передано 22 млн тонн грузов (это +32% к 2022 году), в том числе 550 тыс. контейнеров ДФЭ (+15%). В декабре 2023 года перевозки выросли на 32,5%, до 1,86 млн тонн. На экспорт через Забайкальск в КНР направили 19,5 млн тонн различных грузов (+37%), среди них 5,9 млн тонн угля (рост в 2 раза), 4,1 млн тонн железной руды (рост в 1,6 раза), 1,9 млн тонн бумаги (+19%).

По новому трансграничному железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян в обоих направлениях передано 3,3 млн тонн (в 2022 г. – 80 тыс. тонн). В основном это российский уголь и руда, а также грузы в контейнерах.

Всего через железнодорожные погранпереходы Дальнего Востока (на границе с Китаем и Монголией) в обоих направлениях перевезено 43,9 млн тонн грузов (+26%), в том числе 1 млн 161 тыс. контейнеров ДФЭ (+26%). На экспорт отправлено более 38 млн тонн грузов (+25%), в основном каменный уголь, пиломатериалы, железная руда, бумага, зерно, удобрения.
Популярность ж/д познают погранпереходы.

В 2023 году с Китаем и Монголией также были согласованы увеличенные нормы передачи поездов: в совокупности с развитием погранпереходов с российской стороны это помогло увеличить объёмы перевозок грузов, говорят в холдинге.

Эксперт по международной логистике, ведущий специалист операционного отдела Novelco Алина Чепурная, комментируя для РЖД-Партнера тему ж/д перевозок, отметила, что в 2023 году вновь подтвердилось, что ж/д перевозки – наиболее надежный способ вывоза и ввоза грузов между Россией и Китаем: он приемлем по ценам и менее зависим от погодных условий, чем, к примеру, доставка морем.

«Неустойчивая погода в портах может внести коррективы в планирование доставки – суда подолгу могут стоять на рейдах. Особенно актуальна эта проблема в зимний период. Да и в другие – незначительное штормовое предупреждение с закрытием порта на 2–3 дня может существенно повлиять на работу грузополучателя. Зима сезона 2022–2023, когда суда стояли на рейде во Владивостоке более месяца, «заставила» клиентов переориентироваться на ж/д отправки, увеличив грузопоток на этом виде транспорта примерно на 30%. Расписание ж/д достаточно стабильно. Поезда выходят из многих городов Китая в сторону РФ. Так же привлекательна и цена. Если сравнивать перевозку из Китая в Москву мультимодальным маршрутом (море + ж/д) и прямым ж/д сообщением, то стоимость второго будет даже ниже», – комментирует А. Чепурная.

Но и ж/д отправки не без проблем. Главные из них, по мнению эксперта, – необходимость найти свободные «места» на интересующие грузовладельцев/грузоотправителей даты, а также ограничения по номенклатурам, которые можно отправить железной дорогой. Однако переход на железную дорогу при экспортно-импортных отправках между РФ и Китаем – однозначный тренд. Это подтверждают эксперт и цифры, приведенные выше.

По словам нашей собеседницы, к возникающему наплыву железная дорога не всегда оказывается готова, как с российской, так и с китайской стороны: «При наплыве КЖД, например, начинает сокращать план и смещать график выхода поезда. Однако такие сдвиги не существенны, занимают в среднем 5–10 дней. Китайская сторона, как и российская, старается как можно быстрее освободить станции от привезенных туда для отправки контейнеров для новых прибытий или отправок».

Сложнее, по словам А. Чепурной, ситуация складывается на погранпереходах в сторону РФ. С Китаем их три: Забайкальск, Монголия, Казахстан.

«Инфраструктура на погранпереходах не была готова к такому резкому наплыву перевозок. Ограниченность подвижного состава для перегруза с китайской колеи на российскую и наоборот затормаживает процесс. В сезон с декабря по март время перегруза может увеличиться в разы и составить порядка 2–4 недель», – уточняет эксперт.
При этом, по ее мнению, сейчас ситуация выправляется: идет модернизация Восточного полигона, создаются новые пути, расширяются и модернизируются уже существующие, обновляется парк локомотивов и вагонов.

Вопросы, связанные с актуальными проблемами на железнодорожной сети, производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 22 февраля 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).

Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

В его рамках, помимо дискуссии, посвященной работе парка подвижного состава на сети РЖД (основным показателям работы вагонов, оценке лишнего парка и др.), пройдет сессия, посвященная анализу и оценке производства грузовых вагонов, а также сессия о ремонте подвижного состава (развитие ВРП, качество ремонта, вопросы цифровизации и др.).

Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions