«Первый этап завершен с положительными результатами подконтрольной эксплуатации. Экономический эффект как для владельца инфраструктуры, так и собственника подвижного состава доказан. Это очевидно, поскольку в таких вагонах реализуется принцип «везем больше меньшим количеством вагонов», – говорит Екатерина Наркизова, заместитель генерального директора по связям с общественностью ФГБОУ ВО ПГУПС.
Однако несмотря на положительное заключение комплекс испытаний инновационных вагонов отечественного производства остановился.
«Второй этап до сих пор находится в стадии заморозки, поскольку не готовы отдельные элементы инфраструктуры, а именно – аварийное состояние искусственных сооружений», – продолжает Е. Наркизова.
Идет разработка полувагона с осевой нагрузкой 27 тс, разработан, сертифицирован и освоен модельный ряд сочлененных вагонов с нагрузкой 25 тс. Инновационные отечественные вагоны отличаются повышенной грузоподъемностью. Заявлено, что использование данного типа подвижного состава позволяет увеличивать провозную способность железных дорог при сохранении стандартной длины поезда. Использование таких вагонов, по подсчетам союза «Объединение вагоностроителей», увеличивает провозную способность сети на 22%, при этом потребный парк сокращается на 38%. Да и стоимость перевозки груза за счет уменьшения провозной платы на вагон снижается, но пока вагоны не выводят на сеть.
Впрочем на «запасном пути» стоит и модельный ряд подвижного состава со сменными кузовами (хоппер, глуходонный полувагон, лесовоз, цистерна). Если данный тип подвижного состава выведут на сеть, то на сети колебания спроса и предложения на подвижной состав наконец сбалансируются, а это положительно скажется на ее пропускной способности: больше не будет брошенных вагонов.
«Экипажная часть постоянно находится в работе. А кузовная часть, то есть съемное оборудование, устанавливается именно под те грузы, на которые есть спрос. Невостребованные же кузова можно складировать отдельно», – продолжает Е. Наркизова
В проработке у отечественных вагоностроителей – проекты по созданию линейки универсальных и специализированных шести- и восьмиосных вагонов для обеспечения потребности сырьевого сегмента: и полувагонов, и вагонов-хопперов, и крытых вагонов. Заявлено, что заинтересованность в таком типе подвижного состава выразил в том числе и владелец железнодорожной инфраструктуры.
«Но все наши усилия стопорятся из-за инфраструктурных ограничений, не позволяющих эксплуатацию подвижного состава с нагрузками 27 тс на ось, а также наличие узких мест на сети. Очевидно, что в такой работе критически важна работа владельца инфраструктуры ОАО «РЖД» по снятию таких преград, к чему мы неоднократно призывали на различных дискуссионных площадках. И определенные шаги по расшивке узких мест мы видим, но темпы, конечно же, надо ускорять», – резюмирует Е. Наркизова.