Ключевым элементом реформы станет создание Great British Railways (GBR) — единого государственного органа, который объединит управление железнодорожной инфраструктурой, движением поездов и станциями под одной структурой. Как подчёркивается в правительственном документе, «пассажиры будут путешествовать на поездах GBR, курсирующих по железнодорожным путям GBR, и прибывать на станции GBR».
По мнению аналитика железнодорожной политики доктора Эммы Томпсон, отказ от прежней модели франчайзинга может привести к более эффективному стратегическому планированию и улучшению качества предоставляемых услуг.
Конец франчайзинга и новое партнерство
Реформа знаменует собой завершение эпохи франчайзинга. Частные компании продолжат обслуживать поезда, но теперь – в рамках контрактной модели, где на первый план выходит надежность и сервис, а не прибыльность.
Экономист Джеймс Уилсон отметил, что данный переход представляет собой баланс между государственным контролем и эффективностью частного сектора. Он также подчеркнул, что упрощение тарифной системы является важным шагом на пути к восстановлению доверия пассажиров.
К процессу формирования GBR активно подключилось транспортно-технологическое сообщество Великобритании. Как сообщила компания Intelligent Transport Systems UK (ITS UK) в своем ответе на консультации правительства, GBR должна стать платформой для инноваций.
ITS UK выдвинула три приоритетные рекомендации:
• открытый по умолчанию доступ к железнодорожным данным;
• поддержка внедрения интеллектуальных билетов, включая паритет тарифов и использование решений частного сектора;
• формирование условий для технологического роста частных компаний, способных предложить новые цифровые сервисы для пассажиров и логистики.
«Реформа создает уникальную возможность для технологической трансформации, но важно, чтобы GBR активно сотрудничала с частными разработчиками решений», – подчеркнул исполнительный директор ITS UK Макс Шугарман.
Инфраструктурные и климатические приоритеты
Весеннее потепление стало подходящим временем для ускорения работ по модернизации инфраструктуры. Государство ежегодно инвестирует около 2 млрд фунтов стерлингов в обновление железнодорожных объектов.
Инженер-машиностроитель Томас Грей указал, что объединение управления инфраструктурой и подвижным составом, по его мнению, способствует устранению дублирующих процессов и повышению надежности всей сети. Он также отметил, что реформа ориентирована на достижение экологической устойчивости, поскольку современная железнодорожная система рассматривается как важный инструмент для сокращения выбросов, снижения уровня заторов и улучшения качества воздуха – особенно в условиях роста популярности частного автотранспорта и гибридных автомобилей.
Согласно последним исследованиям, 42% британцев не считают железные дороги выгодными по соотношению цены и качества. Это особенно характерно для нерегулярных пользователей. Новая тарифная система должна повысить привлекательность поездов, в том числе в сравнении с автомобильным транспортом.
Кроме того, железнодорожная реформа способна поддержать экономический рост, улучшив связь между регионами и обеспечив устойчивость логистических цепочек.
По мере того как Британия входит в весенний сезон, реформа железных дорог становится не только логистическим, но и символическим обновлением. Новая GBR – это попытка вернуть доверие к общественному транспорту, повысить его технологическую зрелость и сделать железнодорожную сеть ориентированной на будущее и на пассажира.