В этом году должен завершиться II этап модернизации БАМа и Транссиба. По итогам работ ежегодная провозная способность Восточного полигона в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока возрастет до 180 млн т (этот потенциал возможно реализовать со следующего года).
Однако еще несколько лет назад стало понятно, что данных мощностей будет не хватать для грузоотправителей. Ситуацию усугубил произошедший в 2022 году перекос в логистике вследствие трансформации устоявшихся внешних торгово-экономических связей.
В настоящий момент с высоким уровнем загрузки (около 70% и выше), с учетом грузового, одиночного и хозяйственного движения поездов, работают такие участки Дальневосточной магистрали, как Штурм – Тында, Бестужево – Верхнезейск, Архара – Облучье, Комсомольск – Ванино, а с критическим уровнем загрузки (87–95%) – Облучье – Хабаровск, Хабаровск – Бикин, Бикин – Ружино, Сибирцево – Уссурийск, Амурский залив – Находка и др.
Несмотря на увеличение провозной способности Восточного полигона, играющего стратегическую роль в обеспечении внешнеторговых перевозок, из которых около 80% составляют грузы топливно-энергетического комплекса, он является камнем преткновения для отправителей, и существующие лимиты для территорий не соответствуют реальному потенциалу грузовой базы, подчеркнул председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика», глава Якутии Айсен Николаев.
«Восточный полигон – важнейший для страны проект. Но сегодня на нем есть определенные инфраструктурные ограничения. Восточный полигон перегружен, государством ведется активная работа по расшивке узких мест, но это пока в перспективе. Сейчас грузы борются за право проехать», – констатировал сенатор Валерий Васильев.
Что построят на БАМе
III этап, реализация которого определена до 2036 года, как известно, предполагает увеличение провозной способности Восточного полигона в годовом выражении до 270 млн т.
Особенно ощутимо должны возрасти мощности БАМа, где продолжат строить вторые пути и реконструировать станции, а также будут возведены такие крупные сооружения, как Северомуйский, Кузнецовский, Кодарский тоннели и мост через Амур у Комсомольска.
За счет данных мер почти на всем главном ходу Байкало-Амурской магистрали пропускная способность возрастет до 81 пар поездов в сутки. Для сравнения, по итогам II этапа на участке Хани – Тында она составит 38 пар, Тында – Улак – 23, Улак – Новый Ургал – 33, Новый Ургал – Постышево – 35, Постышево – Комсомольск – 31.
Участок, который обретет большую мощность, – припортовое направление Комсомольск – Ванино, поскольку оно принимает и передает поездопоток еще с Транссиба. Пропускная способность линии возрастет с 53 до 86 пар поездов, а ежегодная провозная – с 81,8 млн до 144 млн т.
Стоит сказать, здесь, помимо путевого развития, продолжится электрификация, благодаря которой должна повыситься скорость движения поездов.
Немаловажно, что кроме перегонов и станций, развитие получат объекты локомотивного хозяйства. В частности, с учетом увеличения парка тепловозов завершается I очередь реконструкции ремонтного локомотивного депо Тында-Северная. Обновленное предприятие станет одним из ключевых в процессе эксплуатации локомотивов на БАМе, обеспечивая их качественный ремонт и обслуживание, проинформировали в управлении ДВЖД.