Для многих регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири сегодня крайне актуально строительство транспортных развязок при пересечении автомобильных и железных дорог. Растущий объем перевозок по БАМу и Транссибу приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что вызывает негативную реакцию как у местного населения, так и бизнеса.
«Восточная часть сейчас перегружена с точки зрения того, что и РЖД активно грузы перевозят, и по автодорогам они идут. Эти пересечения необходимо ликвидировать», – подчеркнул начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Этой позиции придерживаются в РЖД, поскольку сложности с движением автотранспорта на переездах несут в себе риски ДТП.
Как сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Александр Шамин, на железных дорогах Восточного полигона определены к строительству 44 автомобильных путепровода. В том числе 6 – в Амурской области, 9 – в Бурятии, 12 – в Забайкальском крае, 4 – в Иркутской области, 10 – в Приморье, 3 – в Красноярском крае. Их постройка позволит закрыть часть переездов, наиболее загруженных.
Впрочем, в некоторых регионах, говоря о потребностях в развязках, приводят иные цифры. «У нас порядка 13 путепроводов нужно построить новых через железную дорогу. Учитывая и развитие, модернизацию», – проинформировал министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко.
Финансовый вопрос
Путепроводы являются капиталоемкими объектами, В частности, стоимость шести сооружений по Амурской области оценивается в 24 млрд руб.
Встает вопрос, из каких источников взять средства на данные цели.
По словам вице-премьера правительства Забайкальского края Алексея Гончарова, для строительства в регионе 12 путепроводов нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем», – говорит он.
Некоторые регионы привлекают к созданию автомобильных путепроводов специальные казначейские кредиты, но это лишь частично решает общую задачу.
Логичным шагом видится разработка отдельной целевой программы в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Также прорабатываются дополнительные механизмы привлечения средств в дорожные фонды субъектов, в том числе за счет пересчета акциза на топливо, уточнил А. Шамин. Если все удастся, финансирование увеличится, добавил он.
«Понимаем и глубоко чувствуем на себе проблематику с пересечением в один уровень, особенно с федеральными и высоко интенсивными региональными дорогами. Поэтому в целом рассчитываем на поддержку правительства в части добавления средств в дорожные фонды», – сказал Р. Фаразутдинов.
Необходимо решать не только вопросы финансового плана. Так, при строительстве и реконструкции мостов и путепроводов проблемным фактором остается отвод земельных участков для получения разрешения на строительство, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Минобороны, Росимущества (земли лесного фонда), ОАО «РЖД», а также участков, имеющих обременения и ограничения, наложенные судебными приставами, отмечает представитель Совета Федерации от Приморского края Людмила Талабаева.
«Срок изъятия земельных участков составляет от полугода до нескольких лет с учетом периодических судебных заседаний, что является препятствием для дальнейшего получения разрешения на строительство, и, как следствие, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. А это – нарушение Градостроительного кодекса РФ», – резюмирует сенатор.