Указ о создании ОАО «РЖД» издан в сентябре 2003 года, а 1 октября образовалась сама компания. Она вышла из Министерства путей сообщения (МПС). Через неделю, 7 октября, главой МПС назначили Морозова. На его долю выпала ликвидация МПС. Пришедшие сегодня на панихиду признаются, заслуга Морозова в том числе и в том, что железнодорожная компания в условиях одновременной ликвидации МПС и начала работы РЖД не утратила контроль над железнодорожными перевозками.
Память
«Морозов делал то, с чем никто не мог справиться», – такую оценку работе Вадима Морозова дал Сергей Кобзев, первый зам. гендиректора – председателя правления ОАО «РЖД». Он много лет проработал с Вадимом Морозовым.
«Вадим Николаевич для меня – человек-глыба, причем и в прямом, и в переносном смысле. В тот период все его профессиональные и человеческие качества проявились максимальным образом, – об этом авторам книги «Всегда Ваш. Вадим Морозов» рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. – Да, в каком-то смысле он всегда был очень осторожным. Но в большой системе, от которой зависит экономика всей страны, быть неосторожным нельзя. Первопроходец не может идти напролом, направляясь в неизвестное, так что это была продуманная осторожность.
Компетентный во всех отношениях железнодорожник, Вадим Морозов на тот момент был чуть ли не единственной фигурой, которая могла удержать баланс всей сети. Не знаю, насколько он сам это осознавал, но он эту миссию выполнял. И выполнил. Надо понимать, что любые эксперименты и новации на сети железных дорог – это операции на живом организме, на живом теле, если провести аналогию с человеком. И такие эпохальные изменения – притом чтобы ничего не уронить, а только добавить, – это прецедент, которого нигде в мире не было. И он оказался удачным, что признано в том числе и за рубежом. Консерватором его могли называть только те, кто не до конца понимал все причинно-следственные связи и стремление Морозова следовать главному врачебному принципу «не навреди».
Среди тех, кто сегодня пришел к могиле Вадима Морозова, и Владимир Якунин. Его первым заместителем путей сообщения назначили в феврале 2002 года, практически одновременно с Морозовым. При этом отношения между ними с самого начала совместной деятельности были ровными и уважительными.
«Да, шли очень непростые изменения, – вспоминает Владимир Якунин, – Изменения, связанные с ликвидацией отделений, изменением роли дорог, выстраиванием единой вертикали управления, но это все началось еще до того, как я стал президентом компании. Мы подошли достаточно адаптированно к этим задачам, потому что понимали, что в рамках реформы необходимо было выстраивать вертикаль управления, основанную не на субъективно-управленческих, репрессивных методах, а на коммерчески обоснованных. На основе четкой деятельности и неукоснительности исполнения решений, которые принимались правлением, президентом компании. Это были чрезвычайно сложные вопросы, потому что существовали риски утраты управляемости, например, в части содержания инфраструктуры. Безусловно, сокращались возможности начальников дорог по взаимодействию с регионами – и это потом сказывалось. Но в тот момент нам необходимо было выстроить совершенно новую систему управления ресурсами, в том числе и финансовыми ресурсами, и в конечном итоге мы все исповедовали единое понимание того, почему необходимо было это сделать. Не без труда, не без дискуссий, но мы приходили к единому пониманию задач. И первый вице-президент компании был очень четким проводником этой системы».
Воспоминания
Ирина Морозова, жена Вадима Николаевича, сегодня пришла к могиле мужа одной из первых. Говорит, надо навести порядок. Она вспоминает, ковидом с мужем заболели одновременно, но у нее болезнь протекала в более тяжелой форме. А потом, внезапно, Вадима Морозова перевели в больницу Склифосовского, и последние дни жизни он провел в коме. Новость о смерти мужа Ирина Морозова встретила тяжело.
«Конечно, Вадим Николаевич всегда со мной, ведь любимые не умирают, они просто перестают быть рядом», – рассказывает она.
Во втором издании книги есть воспоминания Ирины Морозовой, а также сына Дмитрия и внучки Ксении. Книгу дополнили фотографиями из семейного архива. Ирина Морозова рассказал авторам второй книги о начале карьеры мужа. Он, будучи студентом, устроился проводником на маршруте Ленинград – Грозный, а иногда еще от Грозного до Гудермеса.
«Вадим договорился с начальником поезда, что в этот раз он поедет в купейном, а не в плацкартном вагоне. Обслуживание пассажиров в пути я увидела, как говорится, изнутри.
И как только поезд тронулся, Вадим сорвал кран стоп-кран и заявил начальнику поезда: пока полный комплект постельного белья на туда-обратно не выдадут, поезд не пойдет. Я испугалась в ожидании скандала, но белье нашлось – тут же подвезли тюки, погрузили в вагон, и мы поехали», – вспоминает женщина.
В ту студенческую поездку проводник поезда Вадим Морозов и сделал предложение. Свадьбу гуляли всей группой. Об этой истории и множестве других, таких же личных и трогательных, подробнее можно прочитать во второй книге «Всегда Ваш. Вадим Морозов».